Слайд 2
Содержание
Биография
Основные произведения
Семья. Начало музыкальной карьеры
В Московской консерватории (1866-78)
Годы
странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-89)
Последние годы (1890-93)
Наследие Чайковского
Слайд 3
Биография
Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (апреля 1840 года
в Воткинске, Удмуртия — 25 октября 1893, Санкт-Петербург) -
русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Новатор в области балета (музыка — ведущий компонент балетной драматургии). Профессор Московской консерватории (1866-1878). В 1894 открыт Дом-музей Чайковского в Клину, в 1940 — мемориальный музей в Воткинске.
П. И. Чайковский
Слайд 4
Основные произведения
Оперы:
- «Евгений Онегин» (1878, лирические сцены
— новый тип оперы),
- «Мазепа» (1883),
-
«Черевички» (1885),
- «Чародейка» (1887),
- «Пиковая дама» (1890),
- «Иоланта» (1891).
- «Лебединое озеро» (1876),
- «Спящая красавица» (1889),
- «Щелкунчик» (1892).
- Романсы.
К мировым шедеврам принадлежат
- 6 симфоний (1866-1893),
- симфония «Манфред» (1885),
- увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1866-1893),
- фантазия «Франческа да Римини» (1876),
- «Итальянское каприччио» (1880), 3 концерта для фортепьяно с оркестром (1875-1893);
- концерт для скрипки с оркестром,
- «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876),
- фортепьянное трио «Памяти великого художника» (1882),
Слайд 5
Семья. Начало музыкальной карьеры
Чайковский родился в семье горного
инженера, начальника Камско-Воткинского завода. Предки отца происходили из украинских
казаков, дед матери был обрусевшим французом. Как отмечал сам композитор, его предки по обеим линиям «не выказывали музыкальных способностей». В семье родителей музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. В 1850-1859 по желанию родителей Чайковский учился в Училище правоведения, после чего был определен на службу в Министерство юстиции. В 1855-1858 брал уроки игры на фортепиано у известного в то время пианиста Р. Кюндингера, который был невысокого мнения о способностях будущего композитора.
Петр Чайковский в 1859 году.
Слайд 6
Петр Чайковский в 1860-е годы. Фотография.
Лишь в 1861
Чайковский приступил к серьезным занятиям в музыкальных классах Петербургского
отделения Русского музыкального общества. Осенью 1862 он стал студентом преобразованной из музыкальных классов Петербургской консерватории, которую с отличием окончил в 1865 по классам А. Г. Рубинштейна, высоко ценившего талант ученика, и Н. И. Зарембы. Тогда же были написаны первые крупные сочинения для симфонического оркестра: увертюра «Гроза» (к драме А. Н. Островского, 1864) и Увертюра фа-мажор (1865), «Характерные танцы», кантата для солистов, хора и оркестра на оду Шиллера «К радости» (дипломная работа), камерные произведения. Оставив службу в мае 1863, зарабатывал на жизнь уроками.
Слайд 7
В Московской консерватории (1866-78)
В 1866 Чайковский был приглашен
на должность профессора в открывающуюся Московскую консерваторию во главе
с Н. Г. Рубинштейном. В 1866-78 Чайковский вел в консерватории классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки. В рамках своих педагогических обязанностей Чайковский написал «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872) и перевел с французского «Руководство к инструментовке» Ф. О. Геварта. Активно участвуя в музыкальной жизни Москвы, Чайковский регулярно выступал в печати в качестве музыкального критика, из-за постоянной нужды в деньгах в 1871-76 работал музыкальным рецензентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости», участвовал в «Артистическом кружке» А. Н. Островского, общался с композиторами—членами «Могучей кучки», а также с В. В. Стасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, А. Н. Плещеевым, актером П. М. Садовским. Тогда же он познакомился с Г. Берлиозом, К. Сен-Сансом, другими ведущими музыкантами Европы, среди которых у него нашлось немало почитателей.
Слайд 8
Личная жизнь композитора не складывалась. В 1877 он
женился на А. И. Милюковой. Брак этот оказался крайне
несчастливым; связанные с ним переживания чуть не довели Чайковского до самоубийства. В 1878 он фактически бежал из России и в течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии).
П. И. Чайковский с женой.
Слайд 9
В 1877 Чайковского взяла под свое финансовое
покровительство Н. Ф. фон Мекк — одна из богатейших
женщин России, вдова крупного промышленника. Помощь с ее стороны, длившаяся до 1890, позволила композитору спокойно заниматься творчеством. Значительный интерес для понимания личности Чайковского представляет его обширная переписка с фон Мекк, с которой он никогда не виделся.
Кабинет-гостиная дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Фотография конца 20 века.
Слайд 10
Годы жизни в Москве стали временем становления и
расцвета таланта Чайковского.
Главные произведения этого периода — пять
опер, в том числе «Лирические сцены» —
- «Евгений Онегин» (1878),
- четыре симфонии (№ 1 «Зимние грезы», 1866; № 2, 1872; № 3, 1875; № 4, 1877),
- балет «Лебединое озеро» (1876),
- «Литургия св. Иоанна Златоуста» (1878),
- Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875),
- Концерт для скрипки с оркестром (1878),
- «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875),
- «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876),
- музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873),
- симфонические фантазии «Буря» (по В. Шекспиру, 1873) и
- «Франческа да Римини» (1876),а также
- увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869),
- 3 струнных квартета (1871-76),
- Большая соната для фортепиано (1878),
- множество фортепианных пьес (в том числе знаменитый цикл «Времена года», 1876) и
- романсов для голоса с фортепиано.
Слайд 11
Годы странствий. Жизнь в Подмосковье (1879-89)
В конце 1870-х
гг. Чайковский уходит из консерватории и едет за границу.
В середине 1880-х гг. Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности в России (в 1885 он был избран директором Московского отделения Русского музыкального общества). Тогда же он поселился под Москвой: сначала в селе Майданово, затем во Фроловском — оба близ Клина, а в 1892 — в Клину. Вместе с тем его скитальческой натуре по-прежнему была необходима перемена мест.
Дом П. И. Чайковского в Клину. 1893 год.
Слайд 12
Петр Ильич Чайковском во Фроловском
Во второй половине 1880-х
начинается дирижерская деятельность Чайковского — сначала в России, а
потом за границей; в качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с ведущими музыкантами эпохи, в том числе с Э. Григом, А. Дворжаком, Г. фон Бюловом. Зимы композитор проводит, как правило, за границей, лето — в основном на родине.
Слайд 13
Последние годы (1890-93)
Последний период жизни композитора отмечен всемирным
признанием творчества Чайковского, проявившимся не только в восторженном приеме
его сочинений (в 1891 он с триумфом гастролировал в США; в 1892 — в Гамбурге под управлением Г. Малера с огромным успехом прошел «Евгений Онегин»), но и в избрании композитора членом-корреспондентом парижской Академии изящных искусств (1892) и почетным доктором Кембриджского университета (1893).
Сцена из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Слайд 14
В эти годы, оказавшиеся завершающими в не знавшей
перерыва 28-летней композиторской деятельности Чайковского, были созданы оперы
- «Пиковая дама» (1890) и
- «Иоланта» (1891),
- балет «Щелкунчик» (1892),
- струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» (1892),
- Симфония № 6 «Патетическая» (1893),
утвердившая место Чайковского среди крупнейших симфонистов мира.
Петр Ильич Чайковский в 1862 году. Фотография.
Слайд 15
Петр Ильич Чайковский в Кембридже. 1893 год.
Смерть настигла
Чайковского в расцвете творческих сил и славы: композитор заразился
холерой через несколько дней после того, как дирижировал на премьере Шестой симфонии в Петербурге (премьера — 16 октября, начало болезни — 21 октября); смерть наступила спустя 4 дня.
Слайд 16
Петр Ильич Чайковский в 1869 году. Фотография.
Именем Чайковского
названы (1940) Московская и Киевская консерватории, концертный зал в
Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Слайд 17
Наследие Чайковского
Чайковский оставил обширное наследие практически во всех
музыкальных жанрах (в том числе 10 опер, 3 балета,
6 симфоний, 104 романса). И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души.