Слайд 2
Нотный стан
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
придумал эти самые линейки Гвидо из Ареццо,
или Гвидо Аретинский,- итальянский монах, церковный певчий и учитель
музыки, живший в XI веке.
Изобретение Гвидо, впоследствии немного улучшенное,- всем известные пять линеек, называемые нотным станом. Музыка записывается на нотном стане точно наглядно: сразу видно, когда мелодия идет вверх, а когда вниз.
Слайд 3
ПОЛИФОНИЯ
Полифония (от греческого «поли» — «много», «фон» —
«звук») — вид многоголосной музыки, в котором одновременно звучат
несколько самостоятельных равноценных мелодий. В полифонии нет главных и второстепенных (аккомпанирующих) голосов, они все равны. Это как беседа равных собеседников на одну тему.
«Полифония» в переводе с греческого значит «многоголосье». Много голосов в хоре, в инструментальном ансамбле и оркестре, много голосов даже у таких инструментов как рояль, клавесин, орган. До того, как появился клавесин, самыми популярными инструментами были лютня и орган.
Гомофония - от греческого «гомо» — «равный», где лишь один голос является ведущим, а другие его сопровождают (как, например, в песне с аккомпанементом или танцевальной музыке).
Слайд 4
Музыка строгого стиля
Строгий стиль – это полифония эпохи
«Ренессанс»- «Возрождение» (1420 -1620), что означает тенденцию обращения к
античному культурному наследию (Древней Греции и Рима).
Слайд 5
Эпоха барокко 1620-1750гг.
Искусству барокко свойственны :
грандиозность,
пышность и
динамика,
патетическая приподнятость,
интенсивность чувств,
пристрастие к эффектной зрелищности,
совмещению
иллюзорного и реального,
сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Сильные мира сего соревновались друг с другом, нанимая лучших архитекторов, художников и музыкантов. Среди покровителей искусства были французские, немецкие и итальянские князья, владевшие маленькими городками, и богатые торговцы. Церковь также была могущественна и представляла солидные посты музыкантам, как итальянским католикам (Палестрина, Монтеверди), так и немецким протестантам (Бах, Телеман).
Слайд 6
Барокко в архитектуре
На смену простым геометрическим формам, принятым
в эпоху Возрождения, приходят сложные композиции, пышная декоративность, пространственный
размах, развернутые масштабные колонны, изобилие скульптуры на фасадах и интерьерах, купола часто многоярусны. Яркий пример – творчество Л.Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России
Слайд 7
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко
в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер
(Германия).
Слайд 8
Барокко в интерьере
Характерны: - показная роскошь ,цветовые контрасты
, обилие позолоченных украшений ( потолок , украшенный фресками,
мраморные стены .Сложные изгибы лестниц из камня вели в пышно украшенные залы, созданные для праздничных торжеств и церемоний ).
Слайд 9
Барокко в скульптуре
Первым новшеством, привнесенным скульптурой
барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира.
Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, изображавших определенный момент какого-то действия.
Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены.
Слайд 10
Барокко в живописи
Характерные черты: динамизм композиций, «плоскость» и
пышность форм, аристократичность и незаурядность сюжетов. Яркий пример –
творчество Рубенса и Караваджо.
Слайд 11
Барокко в литературе
Литературными символами эпохи становятся путешественники и
искатели приключений: судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен
Слайд 15
САНС (Sanz) Гаспар (1640-1710)
- Знаменитый испанский гитарист,
известный композитор и священник, родившийся в городе Каланда. Жил
при дворе короля Филиппа IV Он впоследствии уехал в Италию и посвятил себя музыке. Вернувшись в Испанию, он опубликовал свое "Руководство по игре на испанской гитаре"
орган
самыми популярными инструментами были лютня и орган. Лютня - предок гитары с большим количеством струн. Орган довольно громоздкий. В 15 веке произошло соединение органной клавиатуры и лютневого принципа игры – щипком. Так возник клавесин.
Слайд 20
Ж.Ф. Рамо (1683 – 1764) –французский композитор и
теоретик.
Слайд 21
Иоганн Кригер (1652-1735)
- Немецкий композитор и органист эпохи барокко.
Клавесинная музыка
Кригера ставит его наравне с наиболее значимыми немецкими композиторами
своего времени Музыку Кригера высоко ценил Георг Фридрих Гендель Более сотни произведений Кригера, однако, были утрачены при пожаре Циттау в 1757 году во время Семилетней войны.
Слайд 22
Бурре - подвижный придворный танец XVII века
Слайд 24
Ах, менуэт,
менуэт,
менуэт,
К небу взлетающий, будто качели!
Ах, эта партия
виолончели!
Годы минуют, а музыка – нет!
Слайд 25
Роберт де Визе (1655 – 1733гг)
Робер де
Визе — французский гитарист, лютнист и композитор. Был виртуозом гитары, в ранние
годы жизни занимался преподаванием. В 1680 году стал членом Королевского музыкального общества. Визе является автором двух сборников пьес для гитары: «Сборник пьес для гитары, посвященный королю Людовику ХIV и «Сборник пьес для гитары»
Слайд 26
Менуэт – старинный французский танец
Движения танцующих пар сопровождались
поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также
к зрителям.
Слайд 27
Маркиза, помните ли это?
Учтиво, плавно, не спеша
Плывя под звуки менуэта,
Мы были как одна душа.
Слайд 29
Гавот - народный французский танец
Слайд 30
Георг Фридрих Гендель
1685 – 1759г
немецкий композитор эпохи
барокко. Родился в один год с И.С. Бахом и
Доменико Скарлатти
Слайд 31
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
- великий немецкий композитор
XVIII века, органист – виртуоз, музыкальный педагог.
Громадное творческое наследие
Баха, охватывающее свыше 1000 произведений в разных жанрах, можно разделить на три сферы — вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом, органную (веймарский период), инструментальную, идущую от светской традиции и относящуюся главным образом к кётенскому периоду.
Слайд 34
И.С. Бах за органом
«Бах» означает по-немецки «ручей».
«Не
ручьем, а морем надо было ему называться», - сказал
Бетховен о своем гениальном предшественнике.
Слайд 35
« Благодаря истории мы точно принимаем каждого из
великих
людей в своём доме, узнаём «кто он
и что» и выбираем из его подвигов
самые значительные и прекрасные»
(Плутарх)