Слайд 3
Ференц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) — венгерский композитор,
пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у
К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. ПаганиниФеренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства — Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном, В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии.
Слайд 5
сами виноваты, маэстро...
Лист репетировал с оркестром одну
из своих ораторий. Оркестр играл настолько неслаженно и плохо,
что композитор был вынужден остановить репетицию. С досадой махнув дирижерской палочкой, Лист сказал музыкантам:
- Господа, так нельзя! То, что вы тут играете, - чистейшей воды ярмарочная музыка!
В зале воцарилась мертвая тишина, свидетельствовавшая о том, что музыканты смертельно оскорблены. Минуту спустя кто-то из оркестрантов дерзко выкрикнул:
- Так ведь не мы ее сочинили, маэстро!
Слайд 7
одолжение
Приехав на гастроли в Берлин, Лист еще до
выступления пригласил к себе двух знаменитых берлинских критиков, известных
тем, что они всегда высказывали абсолютно противоположные мнения. Исполнив для них свою концертную программу, композитор попросил критиков:
- Господа, можете ругать, можете хвалить, дело ваше, но сделайте для меня исключение: напишите что-либо одно о моем концерте!
И подлинной сенсацией для музыкальных кругов Берлина было то, что после концерта Листа в печати появились одинаково хвалебные отзывы критиков-антагонистов.
Слайд 9
Своеобразная цель поездки
Современники не всегда восторженно принимали творения
Ференца Листа. 14 января 1859 года Ганс фон Бюлов
продирижировал симфонической поэмой Листа "Идеалы", и она была встречена оглушительным... свистом. А через месяц, когда Лист собирался ехать с концертами в Берлин, в паспорте, в графе "цель поездки", он написал: "быть освистанным"...
Слайд 11
. В этот период Лист достиг совершенства своего
исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде.
Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др.
Слайд 13
С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с
большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в
Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально-просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы».
Слайд 15
До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с
учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди
учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа — яркого представителя романтизма — сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа — в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью.
Слайд 17
Определяющие принципы новаторского творчества композитора — программность и
связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра
фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра — одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально-критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.