Слайд 2
Аккорд- это созвучие, состоящее не менее чем из
3-х звуков, воспринимаемых в единстве.
В классической музыке основополагающим является терцовый принцип строения
аккордов.
Аккорд характеризуется двумя понятиями - фонизм и функция.
Фонизм определяется строением аккорда. Строение зависит от следующих факторов:
1)Количество звуков (3 звука - трезвучия, 4 - септаккорды, 5 - нонаккорды, 6 - ундецимаккорды, 7 - терцдецимаккорды).
2)Интервальный состав. Существует 4 вида трезвучий (мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное), 8 видов септаккордов (малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой уменьшенный, большой увеличенный (или просто увеличенный), в классической музыке распространены 2 вида нонаккордов (большой и малый).
Слайд 3
Б53=б3+м3 М53=м3+б3
ув53=б3+б3
ум53=м3+м3
м. маж.7 - в
основе мажорное трезвучие и малая септима
м. мин.7 - минорное трезвучие и малая септима
м. ум.7 - уменьшенное трезвучие и малая септима
ум. ум.7 - уменьшенное трезвучие и уменьшенная септима
б. маж.7 - мажорное трезвучие и большая септима
б. мин.7 - минорное трезвучие и большая септима
б. ум.7 - уменьшенное трезвучие и большая септима
б. ув. 7 - увеличенное трезвучие и большая септима
Б9 = м. маж.7+б3; М9 = м. маж.7+м3
Слайд 4
Звуки аккорда имеют свои названия: основной тон(прима), терцовый
тон, квинтовый тон, септимовый тон и так далее. Если
в басу располагается основной тон, то звучит основной вид аккорда, если какой-либо другой звук, получается обращение аккорда. Трезвучие имеет 2 обращения, септаккорд - 3 обращения, нонаккорд обычно употребляется только в основном виде. В целом аккорды по фонизму делятся консонансы и диссонансы. Консонансы - только мажорное и минорное трезвучия и их обращения. Диссонансы - остальные.
В натуральном мажоре трезвучия на I, IV и V ступенях мажорные. Трезвучия на II, III и VI ступенях - минорные. Трезвучие на VII ступени- уменьшенное.
В гармоническом мажоре трезвучия на I и V ступенях мажорные. Трезвучия на III и IVступенях - минорные. Трезвучия на II и VII ступенях -уменьшенные. Трезвучие на VI ступени - увеличенное.
Слайд 5
В мелодическом мажоре трезвучия на I и VII ступенях
мажорные. Трезвучия на IV и V ступенях минорные. Трезвучия
на II и III ступенях - уменьшенные. Трезвучие на VI ступени - увеличенное.
В натуральном миноре трезвучия на I, IV и V ступенях минорные. Трезвучия на III, VI и VII ступенях мажорные. Трезвучие на II ступени - уменьшенное.
В гармоническом миноре трезвучия на I и IV ступенях минорные. Трезвучия на V и VI ступенях - мажорные. Трезвучия на II и VII ступенях - уменьшенные. Трезвучие на III ступени - увеличенное.
В мелодическом миноре трезвучия на I и II ступенях - минорные. Трезвучия на IV и V ступенях - мажорные. Трезвучия на VI и VII ступенях - уменьшенные. Трезвучие на III ступени - увеличенное.
Слайд 6
В натуральном мажоре септаккорды
на I ступени - большой
мажорный
на II ступени - малый минорный
на III ступени -
малый минорный
на IV ступени - большой мажорный
на V ступени - малый мажорный
на VI ступени - малый минорный
на VII ступени - малый уменьшенный
В гармоническом мажоре септаккорды
на I ступени - большой мажорный
на II ступени - малый уменьшенный
на III ступени - малый минорный
на IV ступени - большой минорный
на V ступени - малый мажорный
на VI ступени - большой увеличенный
на VII ступени - уменьшенный
Слайд 7
В натуральном миноре септаккорды
на I ступени - малый
минорный
на II ступени - малый уменьшенный
на III ступени -
большой мажорный
на IV ступени - малый минорный
на V ступени - малый минорный
на VI ступени - большой мажорный
на VII ступени - малый мажорный
В гармоническом миноре септаккорды
на I ступени - большой минорный
на II ступени - малый уменьшенный
на III ступени - большой увеличенный
на IV ступени - малый минорный
на V ступени - малый мажорный
на VI ступени - большой мажорный
на VII ступени - уменьшенный
Слайд 8
Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на
любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение
при этом будут различными.
а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;
б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:
малый мажорный септаккорд — на V ступени,
малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,
уменьшенный септаккорд — на VII ступени;
эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;
в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.
Слайд 9
до мажор (нат.) до минор (гарм.) до мажор
(гарм.) до минор (гарм.)
D7 D7 ум. VII7 ум. VII7
Наиболее ярким выразителем диссонирующей
гармонии субдоминантовой группы является септаккорд II ступени, который по структуре — в зависимости от ладового наклонения и его разновидности — может быть либо малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре), либо малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в гармоническом и мелодическом мажоре и натуральном и гармоническом миноре). Полное его обозначение таково — II7 или II7г.
Слайд 10
до мажор (нат.) | до мажор (гарм., мелодич.)|
до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)
II7 II7(г) II7 II7 (м)
Септаккорды остальных ступеней
(I, III, IV и VI) используются значительно реже и называются побочными септаккордами. В силу известных свойств ладофункциональной переменности побочные септаккорды гораздо менее ярко и определенно выражают функцию своей ступени; тем не менее они находят себе достаточное применение в качестве диатонических аккордовых средств как в секвенциях (прежде всего), так и вне их — в различных гармонических оборотах диатоники.
Слайд 11
Побочные септаккорды обозначаются римскими цифрами, указывающими порядковый номер
ступени, и арабской цифровкой, соответствующей виду аккорда:
I6/5 (T6/5) III4/3 IV7 VI2
Слайд 12
Разрешение септаккордов
Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического
разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом
отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.
Слайд 13
Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука
доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое
трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:
D7 (V7) II7 I7 (T7) III7 IV7 VI7 VII7
Слайд 14
Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.
Доминантсептаккорд (D7)
содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму
и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:
D7 T(-5)
Слайд 15
Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в
таком случае должен быть взят непременно в одном из
средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:
Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов
Слайд 18
Септаккорды в ладу
Наиболее часто используемыми септаккордами в ладу
являются:
Доминантсептаккорд или септаккорд V ступени ― основной аккорд доминантовой функции,
на разрешение которого опирается вся мажоро-минорная система ладов. Имеет структуру малого мажорного септаккорда.
Септаккорд II ступени ― один из основных аккордов субдоминантовой функции. Этот аккорд и его обращения допускают разнообразные альтерации. В натуральном мажоресептаккорд II ступени по структуре малый минорный, в гармоническом миноре и мажоре ― малый с уменьшенной квинтой.
Септаккорд VII ступени ― аккорд доминантовой группы, но более слабый, чем доминантсептаккорд. В гармоническом мажоре и миноре имеет структуру уменьшенного септаккорда. В натуральном мажоре звучит как малый с уменьшенной квинтой септаккорд и используется гораздо реже.
Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации) и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных».
Слайд 19
Обращение септаккордов
При переносе нижнего тона вверх на октаву
последовательно получаются обращения септаккорда, которые имеют собственные названия:
квинтсекстаккорд (или первое
обращение септаккорда);
терцквартаккорд (или второе обращение септаккорда);
секундаккорд (или третье обращение септаккорда).
Слайд 20
Квинтсекстаккорд
Септаккорд и его обращения: квинтсекстаккорд,терцквартаккорд, секундаккорд
Квинтсекстакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, первое
обращение септаккорда с терцией в основании[ Назван по интервалу квинте, образованной первым
и третьим снизу звуками, и сексте, образованной из крайних звуков аккорда.
Разрешается в тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд, с удвоенной тоникой. Первое обращение вводных септаккордов имеет то же название, но разрешается в тонический секстаккорд.
Сокращённо квинтсекстаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или
его ладовое положение и цифрами
, например, доминантовый квинтсекстаккорд
обозначается как
Пример квинтсекстаккорда в
до мажоре — си — ре — фа — соль
Слайд 21
Терцквартаккорд
Септаккорд и его обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
Терцквартакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, второе
обращение септаккорда с квинтой в основании[1]. Назван поинтервалу терции внизу аккорда и кварте, образованной
первым и третьим снизу звуками.
Разрешается в полное тоническое трезвучие тональности, в которой построен аккорд. Второе обращение вводных септаккордовимеет то же название, но разрешается в тонический секстаккорд.
Сокращённо терцквартаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или его ладовое положение и цифрами , например, доминант терцквартаккорд обозначается как .
Пример терцквартаккорда в до мажоре — ре — фа — соль — си.