Слайд 2
Прости мне Боже, прегрешенья
И дух мой томный, обнови,
Дай
мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви
И.Козлов.
Слайд 3
В X (10) веке, а точнее в 988
году произошло очень важное событие – Крещение Руси. Киевский
князь (Красное солнышко), по примеру своей бабушки Владимир, княгини Ольги провозгласил на Руси христианскую веру, веру в Единого Бога Иисуса Христа. Обряд крещения киевлян происходил в водах Днепра.
Слайд 4
Прежде чем избрать веру князь Владимир отправил в
разные страну послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции,
входившей в состав Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.
Слайд 5
И пришли мы в греческую землю, и ввели
нас в храм, где они служили они Богу своему,
и не знали мы, где оказались, на земле или на небесах: ибо нет такой красоты, такой и не знаем как рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый человек, вкусив сладкого не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.
Слайд 6
Церковное пение в древности было унисонным – одноголосным
и мужским. Это выражало идею единомыслия, соединения сердец и
умов: «Пусть язык твой поет, а ум прилежно размышляет над смыслом песнопения».
Еще одной отличительной чертой православного песнопения является пение без сопровождения a capella.
Слайд 7
Человеческий голос признавался единственным музыкальным инструментом, которым можно
выразить слово Божие в музыкальных звуках.
Слайд 8
Овладевая церковной музыкальной культурой, пришедшей из Византии, неизвестные
певцы и распевщики, не могли сразу запеть на чужом
языке, поэтому они обогащали церковные напевы русскими народными напевами. Этот сплав русской народной культуры с «иноземной», византийской, выразился в таком явлении как знаменный распев, обладавший поразительной внутренней мощью, эпической силой, величественностью и строгостью.
Слайд 9
Для записи русской церковной музыки на Руси использовались
специальные знаки, которые назывались знаменными (от слова знамя -
знак).
Позднее знаменная нотация уступила место крюковой по названию одному из главных знаков крюка.
Слайд 10
Послушай знаменный распев. Каково главное свойство этой музыки?
Сравни
ее с мелодией из 3 концерта для фортепиано с
оркестром Рахманинова. Что их роднит?
Вопросы
Слайд 11
В XV-XVI веке знаменный распев становится все более
протяженным, развитым, украшенным, сближается с русской народной песней.
Слайд 12
В XV веке в русской иконописи активно развивается
учение о триедином Боге –Отца, Сына и Святого Духа.
Самой известной иконой того времени стала икона «Троица» Андрея Рублева, ученика русского святого Сергия Радонежского.
В этот период появляется русская многоголосная церковная музыка.
Слайд 13
Как и в народной протяжной песне три голоса
церковного песнопения, плавно плывут как три ленты, переплетаются и
снова звучат отдельно.
Слайд 14
XVII век был веком перемен в русской духовной
музыке. В начале появляются авторские местные напевы – Киевский,
Смоленский, Кирилловский и другие напевы.
Во второй половине XVII века русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. На Руси этого времени происходит диалог двух культур: «старой» одноголосной, связанной с суровым, сдержанным знаменным песнопением и «новой»
Слайд 15
Многоголосным, партесным ( от слова partes
- голоса), отличающимся
энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного
пространства.
Слайд 16
Русская церковная музыка была частью храмового синтеза искусств,
воздействовавшего на чувства и мысли людей, наряду с красотой
храмового искусства, иконописи, обряда богослужения.
Слайд 17
Послушай «Да исправится молитва твоя» П.Чеснокова. Чем звучание
молитвы отличается от знаменного распева?
Какие элементы музыкального высказывания –
речитатив, песенность, римическое многообразие, многоголосие, наличие инструментального сопровождения – присутствуют в этой музыке?
Какими словами можно охарактеризовать образный строй этой музыки?
Вопросы
Слайд 18
Сравни характер звучания мелодий этой музыки с характером
рисунка иконы А.Рублева «Троица» с фреской Феофана Грека. В
чем их сходство?