Слайд 2
Деревянные духовые инструменты
кларнет
Слайд 5
В современной музыкальной практике, особенно среди детей, во
многих странах мира получила распространение продольная блок-флейта. Очень легкая
в звукоизвлечении, она все шире применяется и в нашей стране для начального обучения в детских музыкальных школах. Обладая приятным тембром, блок-флейта уступает поперечной флейте в глубине и выразительности звука, в динамике, ширине диапазона, в технических возможностях и поэтому в симфоническом, духовом и эстрадном оркестрах не применяется.
Продольную флейту исполнитель держит в вертикальном положении. Для извлечения звука она снабжена специальным приспособлением, похожим на детские свистульки.
Поперечная флейта, подобная современной, вошла в оркестр во второй половине XVII в. Западно-европейские композиторы не только широко использовали ее в оркестре, но и написали для нее сольные и камерные сочинения. Очень любили писать для флейты М. Равель и К- Дебюсси. У последнего есть пьеса-соло для флейты «Сиринкс». В России флейта нашла применение в оркестровом творчестве всех великих музыкантов, начиная с М. И. Глинки. Многогранную роль выполняет флейта в произведениях современных композиторов.
Поперечную флейту исполнитель держит горизонтально. Это современная оркестровая флейта. Способ извлечения звука заключается в том, что исполнитель направляет струю воздуха на острый край отверстия в стенке ствола, которая, рассекаясь, приводит в колебание заключенный внутри трубки воздушный столб. Получается характерный свистящий звук.
Флейта
Слайд 7
Гобой
Изобретение гобоя относят ко второй половине XVII в.
и приписывают это французским мастерам М. Филидору и Ж.
Оттетерру. Впервые гобои нашли применение в балете «Большой Амур» Ж. Б. Люлли в 1657 г. и после этого стали широко использоваться в оркестре. К тому же времени относится создание первых сольных и камерных произведений для гобоя. В юности очень увлекался игрой на гобое Г. Ф. Гендель. Одиннадцатилетним мальчиком он уже сочинил 6 трио-сонат для двух гобоев и клавесина. Композиторы прошлого и настоящего широко использовали гобой в своем творчестве.
Музыкальные образы, создаваемые гобоем, разнообразны. Ему лучше всего удается выразить лирические настроения, простые, чистые чувства, нежную любовь, Покорную жалобу, горькие страдания. Участвует он в героических, воинственных, трагедийных, насыщенных пафосом и драматизмом моментах. Четкость и звонкость в звукоизвлечении на гобое помогает в передаче беззаботного веселья, острой шутки, насмешки, грациозности. Широко известен гобой как инструмент пасторальный, воссоздающий музыкальные картины природы и сельской жизни.
Устройство гобоя сложно. Звук в нем возникает в результате вибрации двух связанных камышовых пластинок, называемых тростью, которая насаживается на металлическую трубочку — штифт и туго обвязывается ниткой. Трость является «голосовыми связками» инструмента. Сама по себе она никаких музыкальных звуков не производит. Если «поиграть» только на одной трости, получится лишь неприятный писк. Однако при соединении трости с инструментом эти звуки приобретают полноценный сочный тембр гобоя.
Разновидность гобоя — английский рожок. Он звучит несколько ниже гобоя, тембр его немного гнусавый, «утиный». Такой тембр, например, выбрал С. С. Прокофьев для изображения утки в симфонической сказке «Петя и волк». Если гобой можно сравнить с певческим голосом сопрано, то английский рожок — с меццо-сопрано. Английскому рожку в оркестре обычно поручаются сольные эпизоды — монологи, размышления, пасторали.
Слайд 9
Кларнет
Появился кларнет около 300 лет назад, когда нюрнбергский
мастер И. Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель ша-люмо. По
словам Г. Берлиоза, «кларнет — скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус» — «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.
Звук на кларнете извлекается с помощью камышовой пластинки — трости, прикрепленной к мундштуку. Вибрируя от дыхания исполнителя, трость вызывает колебания воздушного столба, заключенного в инструменте. Кларнет состоит из следующих частей: мундштука, небольшого промежуточного бочонка, верхнего и нижнего колена, где размещены все отверстия и клапаны самого различного сложного устройства и слегка расширяющегося конусообразного раструба. Изготовляют кларнет из твердых пород выдержанного дерева (гре-надилловое, пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы.
В передаче чувств и настроений он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет очень часто звучит в музыке композиторов-романтиков. Большое внимание уделяли ему в своем творчестве русские композиторы, и прежде всего М. И. Глинка, который написал камерное «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепьяно. Пишут для кларнета и современные композиторы. Современные разновидности кларнета — малый кларнет и бас-кларнет. Первый из них имеет яркие и несколько крикливые «верхи», хорошо прорезающие общее звучание оркестра. Гротескового характера тембр позволяет придавать мелодиям иронический, пародийный оттенок, имитировать звучание народных инструментов. Бас-кларнет отличается по форме от кларнета тем, что на нижний конец инструмента надет обращенный вверх металлический раструб, напоминающий курительную трубку. Тембр бас-кларнета густой, мрачный, несколько зловещий, что несколько ограничивает его применение в оркестре.
Слайд 11
Фагот
Создан в 20—30-е гг. XVI в. в Италии.
Сначала существовало целое семейство фаготов: дискант-фагот, альт, или тенор-фагот,
хорист-фагот, двойной фагот, квартфагот, квинтфагот и, наконец, контрафагот. Со временем эти разновидности отмерли, и сохранился только контрафагот.
Самый низкий по звучанию в группе деревянных духовых инструментов. Источник его звука — две особым образом выточенные и связанные ниткой камышовые пластинки. Эта маленькая, хрупкая и недолговечная деталь называется тростью. Трости часто меняют, так как они быстро теряют свои игровые качества.
Выразительные возможности инструмента раскрылись в сольных и камерных сочинениях многих композиторов. Так, концерты для фагота написали В. А. Моцарт, К. М. Вебер; М. И. Глинка — «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепьяно. Музыкально-образные задачи, которые может решать инструмент, поистине безграничны. Это светлая или скорбная лирика, драматизм, героика, юмор, гротеск и сарказм, философское раздумье, наполненные пафосом монологи и т. д. В современном симфоническом оркестре часто можно услышать контрафагот. Звук его полный и густой, несколько хрипловатый в нижнем регистре. Он усиливает и поддерживает басы в оркестре.
Используется фагот в симфоническом, духовом оркестрах, камерно-инструментальном ансамбле и как сольный инструмент.
Слайд 13
Труба
Звонкий призывный голос трубы известен с древнейших времен
пастухам, охотникам, воинам. Задолго до нашей эры трубу знали
египтяне, греки, римляне. В средние века труба активно участвовала в рыцарских церемониалах, играх и турнирах, в походе, на отдыхе в бою. Впервые в оперный оркестр трубы ввел итальянский композитор К. Монтеверди, когда в 1607 г. сочинил фанфару из 5 самостоятельных партий труб в увертюре к своей первой опере «Орфей».
Большую роль при извлечении звука на трубе играет наконечник — мундштук. Хорошие его игровые качества в такой же мере важны, как и высокие игровые возможности самого инструмента.
Трубач не имеет перед собой клавиатуры, как, например, пианист. Он должен представить ее в своем воображении, соответствующим образом сформировать губы, подкрепить напором дыхания четкие согласованные действия языка и пальцев. Только после долгих систематических занятий инструмент становится послушным и музыкант может исполнять на нем любое одноголосное, доступное по регистру произведение.
В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль. Она обычно исполняет первый голос-мелодию. Солистом труба является в эстрадном оркестре, в джазе, в вокально-инструментальных ансамблях.
Выразительные и технические возможности трубы настолько велики, что многие композиторы прошлого и современности посвятили ей концертно-виртуозные сочинения. Это концерты для трубы с оркестром Й. Гайдна, И. Гуммеля, А. Ф. Гедике, С. Н. Василенко, А. Г. Арутюняна, А. Н. Пахмутовой.
Слайд 15
Валторна
Среди своих ближайших соседей, медных духовых инструментов, валторна
выделяется особенно певучим, бархатистым и теплым тембром, задумчиво-лирическим звучанием.
Далеким ее предшественником был охотничий рог, о чем свидетельствует и само название: в переводе с немецкого «валторна» означает «лесной рог». Отсюда первое впечатление от звучания валторны связано у слушателя с безграничными далями, природой, лесами и полями. Но валторне свойственны и мужественные, драматические краски, они напоминают о другой стороне жизни старинного инструмента, которым в средние века подавали сигнал к началу рыцарских турниров. Охотничий рог держали раструбом вверх. На нем можно было исполнять только 14—15 звуков. Он превратился в натуральную валторну в 1750 г., когда музыкант из Дрездена А. Й. Хампель опустил раструб инструмента вниз и при игре стал вводить в него руку, повышая или понижая таким образом высоту натуральных звуков. Затем, в начале XIX в., к инструменту был приспособлен вентильный механизм, давший возможность играть на валторне весь звукоряд. Воздух в инструмент вдувается через мундштук.
Й. Гайдн и В. А. Моцарт стали основоположниками классического концерта для солирующей валторны с оркестром. В партитурах они подчеркнули лирическую певучесть валторны, способность ее к передаче полных юмора и задора образов. В сонате для валторны и фортепьяно Л. Бетховен раскрыл героическое начало в звучании инструмента, его он затем выделил и в симфонических произведениях. В русской классической музыке начиная с М. И. Глинки звучание инструмента было приближено к человеческому голосу, к певучему произнесению музыкальных фраз. Советские композиторы, наследуя классические традиции, интересно и изобретательно используют валторну в своем творчестве. Большой популярностью среди исполнителей всего мира пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. К многокрасочной палитре инструмента обращались С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян.
Слайд 17
Тромбон
Ближайший родственник трубы, ее басовая разновидность. Об этом
говорит само название инструмента: в переводе с итальянского «тромбон»
означает «трубища».
Впервые тромбон появился в XV в. как басовая разновидность трубы с раздвижной кулисной конструкцией. С появлением оркестра тромбоны постепенно приобретают самостоятельную роль. Так, в операх К- В. Глюка они становятся необходимыми при передаче драматизма действия. В. А. Моцарт в последнем акте оперы «Дон Жуан» использует три тромбона в мрачной и зловещей сцене появления командора. Впервые в симфонической музыке тромбоны появляются у Л. Бетховена. Он вводит их в 5-й, 6-й и 9-й симфониях. Как солирующий инструмент тромбон звучит во второй части «Траурно-триумфальной симфонии» Г. Берлиоза. Он как бы произносит траурную речь в память о героях, погибших во время революционных боев в июне 1830 г. Русские и советские композиторы усилили роль инструмента в драматических партиях. Яркий пример — концерт для тромбона с духовым оркестром Н. А. Римского-Корсакова, концерты В. М. Блажевича, А. А. Нестерова, Г. С. Фрида и других.
Инструмент состоит из трех частей: раструба, раздвижного механизма (кулиса) и мундштука. Воздух он вдувает через мундштук, прикладывая его к губам ровно, без сильного нажима.
Тромбон обладает мощным по динамике, блестящим по тембру, величественным, грозным и мужественным по характеру звуком. Он обычно участвует в эпизодах героического, призывного плана. В певучих, лирических местах звучание тромбона напоминает валторну, но с некоторым оттенком суровости и холодности. Вместе с валторной, трубой и тубой он входит в группу медных духовых инструментов симфонического оркестра. Участвует тромбон в духовом, эстрадном оркестрах, различных камерных ансамблях.