Слайд 2
МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БАЛАКИРЕВ
(1837 - 1910)
Родился 2 января 1837
года в Нижнем Новгороде
В 1853—55 Балакирев жил в Казани, где состоял
вольнослушателем математического факультета Казанского университета
В конце 1855 года Балакирев переехал в Петербург
Слайд 3
«Могучая кучка»
В 1856 завязалась дружба с композиторами Ц.
А. Кюи, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А.
П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым
Слайд 4
«Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал
впоследствии Кюи. — «Мы переиграли в четыре руки все,
что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений»
«...критик, именно технический критик, он был удивительный», — писал Римский-Корсаков
Слайд 5
Бесплатная музыкальная школа
В 1862 Балакирев совместно с Г. Я. Ломакиным
организовал Бесплатную музыкальную школу (БМШ)
Официально школа начала своё существование
11 ноября 1867.
Директорами школы были Г.Я.Ломакин (в 1867-68), М.А.Балакирев (в 1867-73 и 1881-1908), Н.А.Римский-Корсаков (в 1874-81), С.М.Ляпунов (1908-17).
Цель школы: Балакирев видел «в доставлении недостаточным людям дарового музыкального образования для облагорожения их стремлений и для составления из них приличных церковных хоров <...>, а также для развития из них новых дарований через приготовление солистов».
Слайд 6
В 1867—69 был главным дирижёром Российского Музыкального Общества,
изменив прежний консервативный характер его концертных программ.
Слайд 7
В 70-е гг. композитор пережил длительный душевный кризис
Балакирева
отстранили от РМО, он отошел от БМШ, перестал сочинять, выступать
как исполнитель, порвал дружеские связи с членами кружка
Слайд 8
В 1881—1908 он вновь возглавлял БМШ, одновременно (1883—1894)
состоял директором Придворной певческой капеллы.
Яркими фактами биографии Балакирева
стали две его поездки в Варшаву в 1891 и 1894 годах с целью восстановления дома в Желязовой Воле
2 октября 1894 года состоялось торжественное открытие памятника Шопену в Железовой Воле
Слайд 9
Симфоническое творчество М. Балакирева
Симфонические произведения:
Увертюра на тему
испанского марша (1856)
Увертюра на темы 3-х русских песен (1858);
Увертюра
«1000 лет», позднее названа «Русь» (1862);
Симфоническая поэма «В Чехии» (1867);
Музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (1859 – 1862);
Симфоническая поэма «Тамара» (1867 – 1882);
2 симфонии (1898 и 1908).
Слайд 10
Первое симфоническое произведение Балакирева – Увертюра на тему
испанского марша – было написано под прямым влиянием Глинки
На
сохранившемся листке с записью этой мелодии рукой Балакирева помечено:
"Тема для увертюры, данная Михаилом Ивановичем Глинкой 26 апреля 1856 года. Она в 1-й раз должна быть в оркестре в unissono по его приказанию".
Слайд 11
Во второй редакции увертюры, изданной в 1867 году,
содержание программы раскрывается более подробно:
"Автор при сочинении ее
имел в виду историю трагической судьбы мавров, преследуемых инквизицией. Поэтому первой теме придан восточный характер; оркестр местами изображает орган, пение монахов, горящие костры auto da fe при звоне колоколов и ликовании народа" .
Слайд 12
«Увертюра на темы трхёх русских песен»
В основу сонатного
allegro положены темы двух популярных в городском быту песен
"Во поле береза стояла" и "Во пиру была".
Эта центральная часть увертюры обрамляется медленным вступлением и заключением, для которых Балакирев воспользовался былинным запевом "Что не белая береза к земле клонится" из сборника М. А. Стаховича.
Слайд 13
Симфоническая поэма «Тамара»
Выделяется особой поэтичностью, яркостью образов, богатством
оркестрово-гармонического колорита.
Композитор не прибегает в ней к прямому
"цитатному" использованию кавказских народных тем, но с замечательной верностью воспроизводит их своеобразный мелодико-ритмический строй
Слайд 14
По сравнению с другими представителями «Могучей кучки» достижения Балакирева оказались
более скромными, тем более что его капитальные произведения появились
после симфоний Бородина и программных симфонических сочинений Римского-Корсакова.
Однако это не уменьшает его значения как основателя «Новой русской музыкальной школы», как автора произведений, вошедших в русскую музыкальную классику XIX века.
Слайд 15
Список источников
1. Келдыш Ю. В. История русской музыки
в десяти томах. 7 том. М., 1994
2. Милий Алексеевич
Балакирев [Электронный ресурс]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6b33075b-14e4-543e-d57f-0645ba306383/Balakirev_bio.htm (дата
обращения: 23.11.16)
3. Могучая кучка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0&newwindow=1&client=ubuntu&biw=1050&bih=778&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwixqcqshoXRAhWB_iwKHWUOAmcQsAQIKw#imgrc=h6mmvBa_HSEriM%3A
(дата обращения: 23.11.16)
4. Памятник Ф. Шопену в Желязовой Воле. https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BA%D0%B0&newwindow=1&client=ubuntu&biw=1050&bih=778&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&sqi=2&ved=0ahUKEwixqcqshoXRAhWB_iwKHWUOAmcQsAQIKw#newwindow=1&tbm=isch&q=%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D1%88%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%83+%D0%B2+%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B5&imgrc=xPdfpDWtoMwPMM%3A
(дата обращения: 23.11.16)