Слайд 2
У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом
кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар,
где в октябре 1859 года в семье прапорщика русской армии Левана Хетагурова и родился будущий поэт.
Слайд 4
Две страсти, две музы – поэзия и живопись
– неотрывно сопровождали всю недолгую и многотрудную жизнь Коста
Хетагурова. “Я художник и народный поэт...” – пишет он в своих автобиографических заметках.
Слайд 6
Зачастую именно художнический дар вдруг пересиливает в нем
влечение к поэзии. “...Жду не дождусь моих красок”... –
с отчаянием восклицает он в одном их своих писем из Херсонской ссылки.
Слайд 8
Ответ на вопрос о том, где и как
развивался в Коста заложенный в нем от природы талант
художника, сегодня вполне очевиден. Санкт-Петербург и Императорская академия художеств, в которой Коста учился 4 года, сыграли здесь свою главную роль.
Слайд 9
В стенах знаменитой Императорской академии Коста получает первые
профессиональные навыки художника-рисовальщика и живописца, проникается задачами и идеями
высокого искусства.
Слайд 10
Природный мост в верховьях Кубани
Слайд 11
Однако до Санкт-Петербурга и Императорской академии в жизни
юного Коста была еще Ставропольская классическая гимназия. Именно здесь
были выявлены первые ростки художественного дарования Коста.
Слайд 12
Учителем рисования в Ставропольской гимназии был Василий Иванович
Смирнов, отличный живописец и рисовальщик. Смирнов стал для Коста
добрым учителем и наставником, верным другом.
Слайд 13
Он первым увидел в Коста его способности
к рисованию, а затем и помогал в его поступлении
в Петербургскую Академию художеств.
Слайд 15
Коста успешно сдает вступительные экзамены в академию и
становится студентом. Руководил курсом известный педагог и художник, профессор
академии Павел Чистяков.
Слайд 16
В одно время с Коста в академии учились
живописцы Серов, Врубель, Самокиш, скульпторы Гинзбург, Беклемишев, которые стали
лучшими представителями русского изобразительного искусства XIX века.
Слайд 17
Закончить академию юноше не удалось: выдачу стипендии власти
Кубанской области прекратили, 2 года он посещает занятия в
академии вольнослушателем. Летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом
Слайд 18
Коста с радостью ждёт встречи с родной землёй,
но увиденная жизнь простых людей больно ранит сердце поэта.
Слайд 19
В осетинской сакле (гонка араки)
Слайд 20
Тут же последовало крупное произведение Коста картина “Скорбящий
ангел”.
“Терские ведомости” напишут о ней: “Картина – как живая,
и положительно всех приводит в восторг. Произведение г. Хетагурова может удовлетворить любой изящный вкус”.
Слайд 22
Почти сразу же Коста создает еще одно
крупное произведение – “На школьной скамье жизни” или “Дети-каменщики.
Как писал народный художник Осетии Махарбек Туганов картина “На школьной скамье жизни” была любимым детищем Коста
Слайд 23
Дети-каменщики (На школьной скамье жизни) (1888)
Слайд 24
Тему детства затрагивает и другое полотно Коста –
“За водой”, где художник изобразил молодую горянку и маленького
босоногова карапуз, обладатель больших черных выразительных глаз, устремленных прямо на зрителей.
Слайд 27
Возможно, в картине Коста предпринял опытку воссоздать образ
своей матери, которую он потерял, когда ему было 2
месяца, и ее смутный лик не раз вставал у него перед глазами.
Слайд 29
Особо следует отметить “Автопортрет”, где художник воплощает свое
сокровенное “я” и свое отношение к миру. Из затемненного
пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глубоко посаженные глаза художника, в которых видны два начала: мудрость и печаль.
Слайд 30
А герои
портретов («Тутти Тхостова»,
«Анна
Цаликова», «Мысырби Гутиев» и др.), за-стигнутые в момент
психологического
напряжения, словно бы приглашают к размышлению.
Слайд 31
Без надрыва, вовсе не позируя, они думают о
будничном,
борьба чувств отражена на их лицах. Ни один мазок
не
работает «специально» на зрителя, однако пройти мимо, не
проникнувшись заботами героев, невозможно.
Слайд 34
Портрет Е.Ф.Крек-Носковой (1890)