Слайд 2
Дети-это чудо свет,
Я увидел
это сам.
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
В наших детях наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.
С. С. Михалков.
Слайд 3
Социально-личностное
развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей
дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения.
Во-первых, способных найти «себя» и своё место в жизни;
во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества;
в-третьих, успешно социализирующихся;
в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Важнейшая задача современной педагогики в настоящее время – внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Слайд 4
Ввести ребёнка в мир
человеческих отношений –
одна из важных задач
воспитания личности ребёнка
дошкольного возраста.
В.А. Сухомлинский
Понятие социализации
находится в тесной взаимосвязи
с понятием коммуникации.
Слайд 6
Коммуникация
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития
ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной
из которых является коммуникативная.
Коммуникация- способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Понятие «Коммуникация» (англ.соmmunikate- сообщать, передавать).
Слайд 7
Коммуникация есть неотъемлемая составляющей и одно
из главных условий социализации ребенка.
Согласно концепции
деятельности, выдвинутой А.А. Леонтьевым, - «коммуникация» или «общение» есть
«коммуникативная деятельность».
Слайд 8
Общение – одно из самых важных
человеческих потребностей,
основной способ жизни человека
и условие его развития.
Слайд 9
Условием социально-личностного развития является
наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная
деятельность детей.
Ребёнок
Педагог Сверстники
Родители
Слайд 10
Самым эффективным способом социализации детей в детском коллективе
являются коммуникативные игры-танцы, направленные на развитие всех сторон динамического
общения со своими сверстниками.
Слайд 11
Музыкальные коммуникативные игры- это -синтез музыки с речью,
движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребенка. (игры с
пением, народные обрядовые игры, игры с музыкальными инструментами , игры-танцы)
Слайд 12
Задачи музыкальных
коммуникативных игр:
- Развивать динамическую сторону общения:
легкость вступления в контакт, инициативность, готовностьк общению со сверстниками;
- Развивать эмпатию, сочувствие к партнеру, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощушения, что связанно с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
Слайд 13
Происхождение коммуникативных танцев-игр связано с фольклором разных народов.
К
ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки,
прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но – с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников.
Слайд 14
Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое
становление ребёнка.
Игра даётребёнку возможность воппроизвести взрослый мир и участвовать
в воображаемой социальной жизни.
Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействаовать с окружающим миром.
Н.А. Ветлугина говорит, что музыка как вид искусства, «способна объединить людей в едином переживании и стать средством общения между ними».
Слайд 15
Для эффективности и улучшение педагогического процесса коммуникативные игры
можно сгруппировать и выстроить в системе определённых моделей, например:
1.
Игры на внимание
2. Игры на перестроение
3. Танцы со сменой партнёра
4. Сюжетные танцы-игры
5. Игры успокаивающие.
6. Игры на доверия.
7. Для развития произвольности поведения (для гиперактивных детей).
8. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных
эмоций, развитие эмпатии.
9. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения.
10. Игры на развитие внимания.
Слайд 16
Учиться надо весело,
Учиться будем весело!
К. Ибряев
Песня-игра
«Мой конь-огонь»
Цель. Умение ритмично двигаться с атрибутами, выполнять образно-игровые движения, раскрывающий понятный детям образ.
Коммуникативная песня-игра
«У тебя, у меня»
Цель. Развитие коммуникативных качеств личности в процессе совместной музыкальной деятельности, выразительность и точная
координация движений.
Слайд 17
Музыкально- ритмическая игр
«Весёлые стульчики»
Цель. Развивать музыкально-ритмическую память, творческое воображение, умение ориентироваться
в музыкальных жанрах
«Летели две птички»
Цель. Развивать способность детей координировать слуховое представление и двигательную реакцию, развитие всех видов памяти(слуховой, двигательной, зрительной
Танец-игра
Слайд 18
Орнаментальный хоровод
Цель. Использование метода моделирования, развивать способность детей
ориентироваться в пространстве, перестраиваться в круг, становиться в пары
друг за другом, строить несколько кругов, двигаться «змейкой»
Слайд 19
Если хочешь воспитать успешную личность – научи её
танцевать
Слайд 20
Игра — это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Слайд 21
Музыка тесно связана с моторно - мышечными
и интонационно –речевыми ощущениями, и этим она особенно близка
к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей.
Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми,
воспитания у детей доброго отношения
друг к другу.
Слайд 22
Основные функции игровой деятельности :
• Развлекательная (это основная
функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
•
Коммуникативная (освоение диалектики общения)
• Функция самореализации (освоение себя как личности)
• Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности)
• Диагностическая (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры)
• Функция коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
• Функция межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)
• Функция социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Слайд 23
Данный подход к означенной проблеме способствует реализации
следующих педагогических функций
музыкально-игровой деятельности:
• познавательной;
•
коммуникативной;
• рекреационной;
• компенсаторной;
• креативной;
• эстетической.
Слайд 24
Значение музыкальных
коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками
в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни,
умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Слайд 25
Гипотеза — взаимоотношения у детей дошкольного возраста будут
успешно формироваться при условии:
‒ создания благоприятного индивидуально ориентированного
пространства;
‒ активизации проявлений позитивных взаимоотношений с помощью расширения и развития музыкально-игрового материала;
‒ стимуляции активности и инициативы детей в в проявлении общих позитивных чувств.
Слайд 26
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
-Повышение родительской компетентности в воспитании у
детей социальной уверенности.
-Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии
общения с детьми.
-Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований дошкольного учреждения и семьи в вопросах социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Слайд 27
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-Почему ребёнку трудно со сверстниками
-Как преодолеть
застенчивость
- Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
-Педагогический потенциал
игрушки
- Как научить общаться
ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ
-Моя семья
-Портреты близких людей
-Подарки к празднику для мам и пап
Слайд 28
Таким образом, современные технологии в музыкальной деятельности, а
также сотрудничество родителей, воспитателей и музыкального руководителя способствует коммуникативному
развитию детей дошкольного возраста. И если мы педагоги, видим детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, то весь наш с вами труд был очень полезен.
Таким образом можно сделать вывод о том, что музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.
Слайд 29
Ожидаемые результаты у детей:
Использование в работе музыкально-коммуникативных танцев-игр,
позволят добиться:
- положительных результатов в самореализации дошкольников;
-нормализуется психологический
климат в детском коллективе;
-продолжатся развивитие музыкальных и двигательных навыков
- удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
- дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезает неуверенность;
-дети усваивают элементарные музыкальные знания;
развивают музыкально-творческие способности;
дети познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой;
обучающие задачи осуществляются попутно.
Слайд 30
Ожидаемые результаты у музыкального руководителя:
- Обогащение собственных
теоретических знаний и
практического
опыта.
- Использования музыкально- коммуникативных танцев-игр
на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях.
- Распространение собственного опыта среди коллег.
Музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске.
Процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».
Слайд 31
Литература
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. –
СПб.: Музыкальная палитра, 2004.
2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры
в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.
3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.
4. Суворова Т.И. - Танцуй малыш! Выпуск 2(учебное пособие) 2005г
5. Вихарева Г.Ф.Играем с малышами:- Логоритмические игры для детей 2004
6.Зимина А. Народные игры с пением. Практическое пособие. М. 2000г.
7.«От жеста к танцу» Е. В. Горшкова. Москва: Гном и Д, 2002
8.«Учимся петь и танцевать, играя» А.Евтодьева
9.«Музыкальные шедевры»,О. П. Радынова
10.«Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т.Э. Тютюнникова. Москва, 2004
11.«Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа». Сб. статей под ред. Л. А. Баренбойма, Москва, 1978
12.«Са-фи-дансе»: Танцевально-игровая гимнастика для детей» Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. С–Петербург: «Детство -пресс», 2000
13.«Игры, которые лечат» А. Галанов
14.ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ
Перспективы
«Роль культуры, роль искусства
будет только возрастать,
и это будет во многом определять
содержание образования»
И. Реморенко.