Слайд 2
Цель урока: научиться определять художественный образ, художественный стиль,
художественный язык в музыке, живописи и архитектуре.
Задачи: раскрыть художественный
образ картин Ф. Малявина,Д. Веласкеса, П. Пикассо.
Слайд 3
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои
мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды
или храм Василия Блаженного, рассматриваем полотна Рембрандта, Репина, слушаем музыку Баха или Моцарта, Читаем былины и народные сказания , сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь в современном искусстве воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас
Слайд 4
Художник и скульптор, Композитор и исполнитель, поэт и
писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем,
слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК!
Слайд 5
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ- ЭТО ОБОБЩЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ОТНОШЕНИЕ
К ЖИЗНИ, К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВЫРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОМ ИСКУССТВА.
Художественный образ
рождается в воображении художника, в стихах поэта, В произведениях писателей. Они нам раскрывают все жизненное содержание своего собственного видения мира. Образы рождаются только в голове, а произведения искусства есть уже воплощенные в материал художественные образы. Но для того, чтобы они зародились, нужно мыслить художественно, образно.
воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный результат, но и промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности.
Слайд 6
Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель
вечности.. Ему не доступны душевное смятение и тревоги. Человек
же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение…
Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
Слайд 7
Портрет юноши в золотом венке.
Фаюм. Египет
Портрет юноши в
золотом венке написан неизвестным египетским художником еще в начале
2 в. огромной притягательной силой обладает этот образ. В нем все прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, легкие завитки волос, прямой нос, едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
Слайд 8
ОСАДА КАЛЕ
После одержанной в 1346 году победы при
Креси английский король Эдуард 3 осадил французскую крепость Кале.
Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод заставил горожан начать переговоры о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.
Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен – Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи веревками. Это требование было исполнено.
Слайд 9
Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг,
который совершили знатные люди города Кале в 14 веке.
Во время они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с веревками на шеях, они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряженности героев, лаконичностью и глубиной характеристики каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, резким контрастом фигур, напряженности поз и жестов.
О. Роден.
«Граждане Кале»
Франция.
Слайд 10
СТИЛЬ
Стиль
Стиль (от
греч. Stylos – буквально палочка для письма) означает почерк,
совокупность характерных приемов, черт, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность к тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что стиль – это эпоха, в других искусствах – живописи, музыке, литературе – о том, что стиль – это человек.
Отдельные стили могут развиваться одновременно или даже проникать друг в друга. Так, в живописи второй половины 19- начала 20 века очень заметно смешение приемов различных стилей, чаще всего реалистического и стиля модерн. (творчество Л. Андреева, Б. Зайцева, В. Поленова, И. Репина)
Слайд 11
ЯЗЫК
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой
голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка
живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, тон, интенсивность. Это общее – в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись- цветом, графика- линией и пятном, скульптура- объемом, музыка- звуком, интонацией, танец- пластикой жестов и движений, литература- словом.
Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Слайд 12
Рассмотрите изображения . Какие чувства они вызывают у
вас?
Д. Веласкес
Менины
П. Пикассо
менины
Слайд 13
Еще одно название – «Семья Филиппа 4»
эта одна
из самых знаменитых картин в мире находится в музее
«ПРАДО» в Мадриде.
Художник пишет портрет Филиппа 4 и его супруги Марианны, которые видны отраженными в зеркале, висящем на дальней стене его ателье. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита. Свет, также как и взгляды родителей , направлен на девочку.
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего.
Придворные дамы по обе стороны от принцессы выбраны из самых известных аристократических семей.
Слайд 15
Практическое задание: на странице 11 в учебнике рассмотреть
картину Малявина Ф. «Вихрь».
Дать краткую характеристику этой картине;
Раскрыть
художественный образ картины;
Определить стиль картины (Исторический, национальный, индивидуальный).
Слайд 16
Домашнее задание:
Художественный образ – стиль – язык
с. 10-13
Ответить
письменно на последний вопрос