Слайд 2
Уклад жизни у народов
ханты и манси.
Большинство коренных жителей ХМАО живут в сельской
местности. Традиционные зимние жилища – моховые дома (чамыш кат) были срублены и углублены в землю. Со всех сторон такая постройка обкладывалась толстым слоем мха, а с наступлением зимы полностью заносилась снегом, что обеспечивало хорошую теплоизоляцию. Отапливалось жилище чувалом – открытым глинобитным очагом. Спали на оленьих шкурах, ими же и накрывались.
Слайд 3
Оленеводы жили в чумах, сооруженных из составленных конусом
жердей, крытых зимой оленьими шкурами, а летом – кусками
вываренной бересты. В центре чума устраивается место для очага.
Слайд 4
Ханты занимаются рыболовством, охотой, оленеводством, сбором ягод, орехов.
Манси – народ родственный ханты. Они очень близки между
собой по культуре, порой их трудно различить. Манси, пожалуй, больше охотники, чем рыбаки. Манси охотятся на лося, медведя, на водоплавающую и боровую птицу. Но главное направление их промысла – пушное.
Слайд 5
Ремесла народностей ханты и манси подразделяются на мужские
и женские. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из
оленьего меха, плетением циновок, вышивание бисером. У ханты было развито ткачество на основе крапивного волокна. Мужчины занимаются обработкой древесины, много вещей изготавливают из бересты.
В наше время люди стараются сохранить для потомков обычаи народов ханты и манси.
Слайд 6
Коренные жители ХМАО, живущие по берегам рек, в
качестве материала для одежды использовали рыбьи кожи, одежду шили
из птичьих шкурок и шкурок пушных зверей – зайца, белки. Выдра шла главным образом на отделку. В качестве нитей использовали сухожилия лося и оленя, а иногда одежду склеивали рыбьим клеем. Летнюю одежду шили из холста. Холсты ткали из крапивы или дикой конопли.
Слайд 7
Из поколения в поколение долгими зимними вечерами слушали
ханты и манси у костра и очага былинные песни
о героических деяниях далеких предков. Песни у ханты довольно разнообразны по жанру: бытовые, ритуальные, лирические, эпические, любовные, песни – жалобы, песни – биографии, песни – посвящения (ребенку, животному).
Слайд 8
Музыка представлена обрядовыми песнопениями, инструментальными наигрышами, шаманскими ритуалами,
а также повествовательными лирическими и эпическими жанрами.
Генетически она
родственна, и тесно взаимодействует, с музыкой тундровых ненцев, коми-зырян, сибирских татар и русских.
Слайд 9
Лирическая музыка представлена личностными песенными импровизациями, танцевальными жанрами
и наигрышами.
В богатом мансийском фольклоре жанры делятся на священные
и обыденные.
Священные жанры чаще всего исполнялись после захода солнца, преимущественно поздней осенью и зимой, их исполнение обычно было приурочено к праздникам и ритуалам.
Слайд 10
Шаманская музыка (кайне эрыг - северная, кайх ерэй
- южная) является персональной формой музыкального общения с духами.
Шаманские напевы сопровождаются ударами в бубен.
Слайд 11
Эпическая (повествовательная - от слова эпос) музыка включает:
мифологические песни о возникновении мира, богов, людей и героические
песни - о подвигах героев племени, песенные вставки в сказках. Мелодии эпических песен могут сопровождаться игрой на цитре, арфе и смычковой лютне.