Слайд 2
«Можно, не побывав в России, получить представление о
стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о
Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.
Слайд 3
А.П.Бородин родился в 1833 году
Основные увлечения с детства
были музыка и химия
Защитил диссертацию и стал профессором медицины
Автор
более 40 работ по химии
Дружил и работал со светилами медицины: Сеченовым, Бутлеровым и Менделеевым.
Композитор «Могучей кучки», автор 3-х симфоний, множества романсов и оперы «Князь Игорь».
Слайд 4
Александр Порфирьевич Бородин
До встречи с Балакиревым ученый-химик не
придавал серьезного значения своим музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно
слушал музыку, участвовал в ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о профессии;
“… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою симфонию, каждый такт которой проходил через мою критическую оценку”, - писал Балакирев.
Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощущалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музыкой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом – мощной и гармоничной
Слайд 5
В «Богатырской симфонии» 4 части
1-Сбор Богатырей
2-Игры Богатырей
3-Песнь Баяна
4-Пир Богатырей
Слайд 10
Бородин не раз рассказывал
друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о
замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.
...То не ясны соколы солеталися,
А славны добры молодцы собиралися,
Ко тому ли Володимиру соезжалися...
Но если предположить, что эта программа осталась бы неизвестной, все равно ощущение громадной, «великанской» силы музыки возникло бы неизбежно. Как хорошо об этом сказал Б. В. Асафьев: «Мощь, величие, энергия предельно сжатой спирали — вот начало, заставка симфонии. В этой всепокоряющей унисонной фразе слышится былина о Святогоре: никому не сдвинуть русского народа с родной земли. Слышится, как чей-то на дальние просторы прокатившийся суровый, грозный глас».
Слайд 11
Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно
грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возникающий образ
богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное
Слайд 12
Вторая тема является сначала в
теплой звучности виолончелей, затем — у флейт с кларнетами.
Вот прекрасный образец бородинской лирики! Но чувство здесь — вы это ощутите ясно — не носит личного характера, оно светло, покойно, как это и должно быть в выражении народного душевного строя. Она раздольна и протяжна как русская народная песня, как ширь полей, глубина русского неба и разлив русских рек.
Слайд 15
Он был человеком не только громадной одаренности, но
еще и цельности, и все, что он делал, было
для него чрезвычайно важно и серьезно. И ни от чего он не хотел отказываться, но времени Бородину всю жизнь не хватало — да и всей-то жизни было 54 года!
Ощущение полноты жизни, плодотворности усилий, «отрадное чувство сознания, что ты «делаешь дело» сказалось в его творчестве, в душевном его здоровье, оптимизме, ясности, разумности. Что же касается числа его произведений, так останься после Бородина только «Князь Игорь» и Богатырская симфония — с ними он в русской музыке все равно был бы одним из первых.