Слайд 2
Самое раннее изображение инструмента, похожего на гитару, относится
ко II веку. Это рисунок на барельефе, который украшал
надгробную стелу в Мериде (Испания).
Слайд 3
Начиная с Х века изображение струнных инструментов становится
общепринятым. Инструменты этого периода еще совмещали в себе черты,
которые в эпоху Возрождения распределятся между различными видами щипковых - такими, как виола, виуэла и гитара. Гитара имела четыре двойные струны (четыре хора). Следуя своей фантазии, исполнители играли на ней пальцами, плектром или смычком.
Слайд 4
В XIII веке гитара была уже широко известной
в Испании.
Она становится народным инструментом, применяется для сольной
игры, аккомпанемента пению и сопровождения танцев.
Слайд 5
Мавританская гитара
овальной формы, во многих чертах сходна
с инструментами, представленными в манускриптах Беатуса: её нижняя дека
выпукла, металлические струны прикреплены у основания корпуса. Играли на ней преимущественно с помощью плектра, что вызывало резкость звучания, на которую жаловались современники.
Вопреки существующему мнению гитара не находит широкого распространения среди деревенских музыкантов, но привлекает коронованных особ.
Слайд 6
Латинская гитара
овальная в нижней части, суживающаяся по направлению
к грифу, имеет плоскую нижнюю деку. Жильные струны защипывают
обычно пальцами. Ее слишком мягкое звучание не подходит для аккомпанирования пению – этот инструмент предпочитают любители утонченной музыки.
Благодаря особенностям своей конструкции и звучанию, латинская гитара оказывается более близкой предшественницей современной классической гитары.
Слайд 7
Во многом это была заслуга испанского композитора Гаспара
Санса, который впервые опубликовал «Руководство по игре на испанской
гитаре» , где были изложены методика игры, упражнения и табулатуры произведений.
Во второй половине XVII века в гитарном искусстве Испании вновь наступает период расцвета. Гитару предпочитают другим инструментам, обновляется композиторский стиль.
Слайд 8
В XVI веке самым распространенным инструментом была виуэла.
По
приемам игры и внешнему виду виуэла близка к гитаре,
но она обладает более узким и выпуклым корпусом.
С XVI по XVII век наибольшее распространение в Испании получила разновидность виуэлы - виуэла де мано . Ручная виуэла богато украшалась инкрустациями из твердых пород дерева, кости и серебра. Бытовала она в высших слоях испанского общества.
Слайд 9
Во второй половине XVI века гитарная музыка в
Испании пришла к блестящему расцвету.
В нее все больше стали
проникать народные мелодии. Постепенно становилось традицией сочинять вариации к популярным произведениям.
Эти вариации получили название «диференсиас» (diferencias).
В них чувствовалась любовь испанцев к украшениям. А по количеству музыкального «орнамента» эти вариации можно сравнить с арабесками Альгамбры.
Слайд 10
В первой половине XVII века, с возникновением гитары
с пятью рядами, характер гитарной музыки меняется. В Европе
распространяется стиль расгеадо, заимствованный у испанцев. Эта перемена не всем пришлась по душе, например, французский теоретик из Бордо Пьер Трише с сожалением заметил, что гитара теперь служит лишь для музыкального сопровождения танцорам, которые пляшут, «дергаясь всем телом, нелепо и смешно жестикулируя, так что игра на инструменте становится неясной и сбивчивой».
Слайд 11
К середине XVIII века в истории классической гитары
в Европе наступает кризис. В Испании этот кризис объяснялся
общим упадком культуры в стране.
До 1770-х годов гитара сохраняет характерные черты, приобретенные на заре XVII века. Гитара оснащена девятью струнами, которые составляют пять рядов.
Две низкие струны настраиваются в октаву.
Слайд 12
Благодаря традиционному пристрастию к инструменту, Испания первая возвращается
к профессиональной музыке для гитары.
Во второй половине XVIII
века гитара вновь становится модным инструментом.
Дальнейшее развитие игры на гитаре в Испании и Европе происходит благодаря композитору и гитаристу
Фернандо Сору.
Ф. Сор был прозван «Бетховеном гитары», его глубокая и эмоциональная музыка, мягкая, бархатистая звучность его игры сделали его одним из величайших гитаристов своего времени.
Музыка Сора стала достоянием истории, многие его гитарные сочинения продолжают жить на концертной эстраде, а его «Школа для гитары» многими оценивается как наиболее выдающееся сочинение, посвященное гитарной исполнительской технике.
Слайд 13
Еще одним блестящим гитаристом того времени был современник
и друг Ф. Сора Дионисио Агуадо. Он прославился не
только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог.
В отличие от мягкого и бархатистого исполнения Сора, манеру игры Агуадо отличал светлый, яркий и блестящий звук. Его творческое наследие включает десятки этюдов, вариаций, фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре.
Слайд 14
Блестящие исполнители, добившиеся мирового признания, - это в
большинстве своем выходцы из Испании и Италии, вынужденные покинуть
родную страну из-за войн.
Начало XIX века.
Вся Европа охвачена «гитароманией». Любители восхищаются ею, виртуозы разъезжают по всей Европе с концертами, вызывая бурные аплодисменты восторженной публики.
Слайд 15
В 1870-х годах в Испании начался подъем в
борьбе за возрождение национального искусства. Это движение получило название
«Ренасимьенто», и его расцвет пришелся на 80-90-е годы.
Идейным вдохновителем Ренасимьенто стал композитор, музыковед и фольклорист Фелиппе Педрель.
В середине 70-х годов он выступил с рядом романтических опер на сюжеты французских писателей, а в следующем десятилетии обратился к глубокому изучению народной и профессиональной музыки Испании.
В литературном манифесте «За нашу музыку» и ряде критических статей Педрель призывал современных композиторов к всестороннему познанию национальной музыки, к созданию национальной оперы
и инструментальной музыки.
Слайд 16
В это время начинается возрождение гитарного искусства, и
оно было связано с именем испанского гитариста Франсиско Тарреги-Эшеа.
Он сочинял, перекладывал для гитары произведения знаменитых композиторов – Шопена, Баха, Бетховена, не забывая своих соотечественников – Альбениса, Гранадоса. Наиболее известными произведениями Тарреги считаются «Воспоминания об Альгамбре», «Арабское каприччо» и «Арагонская хота» с вариациями.
Слайд 17
Несмотря на открытые Таррегой новые возможности гитары, композиторы
начинают от нее уходить после его смерти в 1909
году, что приводит к серьезному кризису репертуара, вызывающему разочарованность у гитаристов.
Лишь ученики Тарреги и некоторые любители продолжали поддерживать престиж своего инструмента. Одним из первых и, пожалуй, самым любимым учеником Тарреги был Мигель Льобет.
Слайд 18
Еще одним известным учеником Тарреги был Эмилио Пухоль.
Пухоль преподавал гитару в Барселонской консерватории, создал пятитомную Школу
«Рациональный метод игры на гитаре», а также выпустил большое количество переложений для гитары произведений XVI века, которые с 1926 года начали издаваться в Париже, объединенные в сборник «Библиотека старинной музыки».
Слайд 19
Одним из самых блистательных гитаристов XX века не
только в Испании, но и во всем мире, был
Андрес Сеговия.
Основная проблема, которую стремился решить Сеговия – это создание оригинального профессионального репертуара. Он завязывал творческие контакты с другими музыкантами и лично обращался с просьбами ко многим композиторам.
Благодаря Сеговии в большинстве консерваторий
и музыкальных училищ мира был введен класс гитары.
Слайд 20
Развитие классической гитары происходит и в наши дни.
На гитару с нейлоновыми струнами в настоящее время можно
установить звукосниматель, использовать электронную обработку звука эффектами. Также на классическую гитару можно установить и полифонический датчик, чтобы использовать MIDI-конвертор, дополняя звучание гитары синтезаторными звукам.
Слайд 21
Звук гитары, перенесенный через многие столетия, продолжает чаровать,
привлекать к себе внимание композиторов как классической, так и
эстрадной музыки…
Именно на них, как и в предшествующие столетия, стоит высокая задача сохранения и утверждения высокого престижа инструмента.