Слайд 2
Клаудио Монтеверди родился в 1567 году в Кремоне,
городе Северной Италии, в семье Бальтазара Монтеверди - доктора,
аптекаря и хирурга.
Он был старшим из пяти детей.
Слайд 3
Он учился в Университете Кремоны. Его первые сборники,
включавшие небольшие мотеты и духовные мадригалы, были опубликованы в
1582 и 1583 годах.
Слайд 4
С 1590 (или 1591) до 1612 Монтеверди работал
при дворе герцога Винченцо l Гонзага (1562-1612) в Мантуе
сначала как певчий и гамбист, а с 1602 как капельмейстер, организатор всей музыкальной жизни при герцогском дворе.
Слайд 5
В 1599 Монтеверди женился на придворной певице Клаудии
Каттанео, с которой прожил 8 лет (Клаудия умерла в
1607). У них родились два мальчика и девочка, умершие вскоре после рождения.
Слайд 6
В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял
пост капельмейстера собора Сан-Марко.
В этой должности он быстро
восстановил профессиональный уровень музыкантов хора и инструменталистов. Управляющие базиликой были рады заполучить такого исключительного музыканта как Монтеверди, потому что музыкальная часть богослужений находилась в упадке с момента смерти Джованни Кроче в 1609 году.
Слайд 7
Ок. 1632 Монтеверди был рукоположен в священники.
В
последние годы жизни из-под его пера вышли два последних
шедевра: Возвращение Улисса (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1641), и историческая опера Коронация Поппеи
Слайд 8
Творчество Монтеверди представлено тремя группами произведений: мадригалы, оперы
и духовная музыка.
Главная особенность композиционной техники Монтеверди —
сочетание (нередко в одном произведении) имитационной полифонии, характерной для композиторов позднего Возрождения, и гомофонии, достижения новой эпохи барокко.
Новаторство Монтеверди вызвало резкую критику со стороны видного теоретика музыки Джованни Артузи.
Слайд 9
До 40 лет Монтеверди работал преимущественно в жанре
мадригала (всего 8 сборников; девятый, неавторский, сборник издан посмертно).
Работа над первой книгой, состоящей из 21 пятиголосного мадригала, заняла около 4х лет. Первые восемь книг мадригалов представляют громадный скачок от полифонии Ренессанса к монодии, характерной для музыки Барокко.
Слайд 10
Орфей (L'Orfeo, 1607)
Действие происходит во Фракии (акты
1, 2 и 5) и царстве Аида (акты 3
и 4) в мифологическое время.
Слайд 12
Инструментальная токката предшествует выходу Музыки, которая исполняет вводную
часть. Приветствуя аудиторию, она объявляет, что через сладкие звуки
может «успокоить любое растревоженное сердце». Она славит свою власть и представляет главного героя драмы, Орфея, который «укрощал диких животных своим пением».
Слайд 13
Палаццо Дукале в Мантуе, где в 1607
году прошла премьера «Орфея»
Слайд 14
Премьера «Орфея», 24 февраля 1607 года.
Засвидетельствована письмами
от 23 февраля.
В одном: Франческо Гонзага сообщает своему
брату, что «музыкальная игра» будет представляться на следующий день.
Слайд 16
Другие оперы:
Свадьба Энея и Лавинии
Похищение Прозерпины