Слайд 2
Введение.
Сейчас самый известный инструмент фортепиано или рояль. Я
вам расскажу историю развития клавишных инструментов. Какой был первый
клавишный инструмент, их эволюцию от клавикорда до цифрового фортепиано.
Слайд 3
Клавикорд.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и
происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в
документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII вв., после чего, с приходом в мир фортепиано, постепенно сошла с мировых сцен.
Небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент. Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой. Диапазон клавикорда менялся со временем. Так, изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века — увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам.
Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано, инструмент, который Бетховену очень нравился).
Слайд 5
Клавесин.
Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в
Декамероне Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в
источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году. У де Цволле это тот же клавикорд с приданым ему щипковым механизмом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса. Около 1810 практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков.
Слайд 7
Верджинел.
Небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина
с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой), в
отличие от мюзелара сдвинутым влево от центра. В Англии до XVII в. этим термином называли вообще любые плекторные инструменты, но в общепринятом понимании — это инструмент со струнами идущими горизонтально перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).
Слайд 9
Мюзелар.
В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на
мюзеларе происходит ближе к её середине. Быстрые репетиции звука
при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.
Слайд 11
Спинет.
Небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина.
Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие
от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII в. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII в. прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.
Слайд 13
Фортепиано.
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды.
Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре
легато, и постоянный уровень громкости, что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Механика современного фортепиано была изобретена итальянским мастером Кристофори ок. 1709 г., в его конструкции молоточки находились под струнами. ( Похожие системы были разработаны Мариусом во Франции (1716) и Шрётером в Германии (1717—21). Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, которая позволяла извлекать звук при быстром повторном нажатии клавиши (в предыдущих инструментах молоточек медленно отходил от струны, и это было невозможно). В ходе развития к инструменту были добавлены педали. В России производство фортепиано связано с деятельностью мастеров Тишнера и Вирты в 1818—1820 гг. Сегодня крупные производители фортепиано имеют свои, немного различающиеся, версии фортепианной механики.
Слайд 16
Синтезатор.
Электронный инструмент, имеющий вид клавиатуры фортепиано. Программное обеспечение
синтезатора позволяет получать или извлекать звуки практически всех музыкальных
инструментов.
Слайд 17
Цифровое фортепиано.
Извлечение звука происходит с помощью современных электронных
технологий. В отличии от синтезатора, звук встроенных динамиков направлен
на заднюю деку инструмента, похожую на деку классического фортепиано, что делает звучание более естественным.