Слайд 2
Детство
Родился 25 декабря 1871г. В московской дворянской семье
Мать Л.П.Щетинина, пианистка, умерла через год после рождения Николая;
отец – дипломат, создал новую семью и встречался с сыном эпизодически
Воспитывался двумя бабушками – матерью и сестрой отца
Рано проявилась уникальная музыкальная одарённость
Слайд 3
Годы учения
Учился в московском кадетском корпусе
Уже в
10-12 лет писал музыкальные сочинения
С 1888г. учился в консерватории.
Среди его педагогов – С.И.Танеев (на фото), В.И.Сафонов
Слайд 4
В числе консерваторских «звёзд»
В.И.Сафонов
Из воспоминаний учителя
Раз как-то Скрябин
играл у Сафонова на дому, когда тот прилег отдохнуть
и немного вздремнул. После Сафонов рассказывал: «Просыпаюсь при прелестных звуках чего-то. Не хотелось даже двинуться, чтобы не нарушить волшебного очарования. Спрашиваю потом: „Что это?" Оказался его Des-dur'ный прелюд. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни».
Слайд 5
Юное дарование
Скрябин окончил консерваторию в 1892 только
по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не
сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям)
Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории.
В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»
Слайд 6
Знакомство с М.Беляевым
М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник,
создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации — Русские
симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки
Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова
Слайд 7
Дружба с А.К.Лядовым
Беляев выделил Скрябина на особое
место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал
щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии.
Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена.
Слайд 8
Брак с В.И.Исакович
Вера Ивановна была пианисткой, и порою
супруги давали совместные концерты
Скрябин в 1890-е годы ведёт активную
концертную деятельность по городам России и выезжает за границу
Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)
Слайд 9
Лучшие произведения композитора 1890-х годов
24 прелюдии соч.
11 («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества
Скрябина)
цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе)
три сонаты
фортепианный концерт — одно из обаятельнейших произведений Скрябина — вошел в число классических образцов этого жанра
Слайд 10
«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом»
На
рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания
музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии»
Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера
Слайд 11
Член Философского общества
Около 1900 года Скрябин познакомился с
кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно
близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото)
Утверждается на позициях субъективного идеализма
Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества
Слайд 12
Центральное дело жизни
Замысел «Мистерии»
А.Н.Скрябин
«Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное
произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка,
поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры
Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя
Слайд 13
Заграничный период 1903-1910
В 1904г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер,
полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа
Удивительная
дружба с марксистом Г.Плехановым
Финансовые затруднения после смерти М.Беляева
Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США
Слайд 14
Возвращение на родину
В 1912 году Скрябин снял квартиру
в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь
улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни
Сейчас в этом доме располагается музей композитора
Слайд 16
Работа над «Мистерией»
Последние годы жизни композитор посвятил реализации
идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему
приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, концертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» — вырывалось у него.
Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.
Слайд 17
Нелепая смерть
Гибель композитора в возрасте сорока трех
лет (27 апреля 1915г.), в полном расцвете творческих сил,
от нелепой, случайной причины (на губе вскочил карбункул, вызвавший общее заражение крови) была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства.
Слайд 18
Лучшие произведения композитора 1900-х годов
4-я соната (принадлежит
к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты
две
поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма-ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63)
Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества
4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74
второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65)
Третья («Божественная») симфония — одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия
«Прометей» (Поэма огня)
Поэма «К пламени» — одно из выдающихся поздних произведений Скрябина