Слайд 3
27 января 2006 года исполнилось 250
лет со дня рождения гениального композитора Вольфганга Амадея Моцарта.
Музыка великого австрийца до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
Тайна Моцарта окутана мраком и спустя столетия личность великого композитора становится объектом исследования историков, музыковедов, мистиков.
Слайд 4
Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом
и памятью. Играл на клавесине, скрипке, органе. Дирижировал оркестром,
блестяще импровизировал.
Занятия музыкой начал под руководством отца — Л. Моцарта. Первые сочинения появились в 1761 году. С 5-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 году в Лондоне были исполнены его первые симфонии.
Слайд 5
Город Зальцбург – родной город Вольфганга Амадея Моцарта.
Слайд 7
В.А.Моцарт- великий австрийский композитор.
Родился 27 января
1756 года в Зальцбурге. Мать – Мария Анна, отец
– Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Наннерль. Леопольд начал давать дочери уроки игры на клавесине, когда ей исполнилось восемь лет, и сочиненная отцом в 1759 году для Наннерль нотная тетрадь с легкими пьесками пригодилась затем при обучении маленького Вольфганга.
Слайд 8
Детство Моцарта.
Леопольд Моцарт, рано распознавший талант
ребенка, всю свою энергию стал вкладывать в его развитие.
Заниматься музыкой Вольфганг начал в два с половиной года, а через пару лет отец взялся за его систематическое образование. В три года Моцарт уже играл на клавесине, в пять показал себя выдающимся исполнителем на этом инструменте, а в шесть — принялся сочинять музыку. В восемь лет Вольфганг сочинил три симфонии. В четырнадцать лет Вольфганг становится академиком самой авторитетной в Европе Болонской музыкальной академии.
Слайд 10
Путешествие длиною в десять лет (Моцарту 6 лет).
Леопольд Моцарт считал своей миссией познакомить мир со
своими детьми, и в январе 1762 года началось путешествие. За это время Вольфганг, Наннерль и Леопольд увидели Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Гаагу, Цюрих и Неаполь.
В Вене Вольфганг и Наннерль выступали перед императором Иосифом. Император не слишком разбирался в музыке и обращался с Вольфгангом как с маленьким чародеем: кроме игры на клавире он желал от него всякого рода фокусов вроде игры вслепую — на закрытой платком клавиатуре.
Слайд 11
Восторженные приемы во дворцах, в великосветских
салонах, покровительство знати, общение с выдающимися людьми искусства и
науки, шквал оваций, похвал и подарков — все это придает детским путешествиям Моцарта по Европе сказочно-феерический характер. Но на самом деле это был тяжкий, зачастую просто непосильный для маленького ребенка труд.
Слайд 12
Дети без отдыха разъезжали по
разным городам и странам, играли и импровизировали по многу
часов подряд (концерты в то время длились 4-5 часов). Все это было крайне изнурительно для хрупкого организма ребенка. Тяжелая скарлатина положила конец венским триумфам.
По возвращении домой Леопольд Моцарт позаботился о том, чтобы занятия детей шли строго и планомерно. И не только музыкой, но и обычными школьными предметами. Вольфгангу семь лет. У мальчика живой, пытливый ум. Музыкой он занимается уже всерьез. Своим чередом идут занятия чтением, правописанием, французским языком. Самый любимый предмет - арифметика. Считать Вольфганг учится охотно и скоро усваивает все четыре арифметических правила. Каждый день он исписывает примерами и задачками обе стороны грифельной доски. И, если места на доске не хватает, мальчик продолжает выводить большие кривые цифры прямо на столе и даже на полу.
Слайд 13
Выступления в Париже
(Моцарту 7 лет).
Маленький
ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой
на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, маленький Моцарт смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал с листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.
Сам Моцарт много сочинял в Париже. В начале 1764 года вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.
Слайд 14
Юный Моцарт – импровизатор.
Мельхиор Гримм, австрийский
посланник в Париже, писал о юном Моцарте: «Это феномен
столь необычайный, что, глядя и слушая его, не веришь глазам и ушам своим. Он не только исполняет с безупречной чистотой труднейшие пьесы своими ручонками, едва могущими взять сексту, но еще — и это всего невероятнее — импровизирует целыми часами, повинуясь влечению своего гения. Самый опытный музыкант не может обладать более глубокими познаниями в гармонии и в модуляциях, чем те, с помощью которых этот ребенок открывает новые пути, вполне согласные, однако, со строгими правилами искусства… Я боюсь, что у меня голова закружится, если я еще буду его слушать… я теперь понимаю, что можно сойти с ума от созерцания чуда».
Слайд 15
Путешествие в Англию
(Моцарту 8 лет).
Знакомство с И.Х.Бахом.
В XVII веке Лондон был городом высокого
развития музыкальной культуры.
В Лондоне Моцарт познакомился с Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему и клавирные сонаты И. X. Баха светлые и жизнерадостные, похожие на арии итальянских опер. Несмотря на разницу лет, оба вскоре стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать.
Слайд 16
Творчество в Лондоне.
В Лондоне восьмилетний
мальчик пишет еще шесть сонат для клавесина с сопровождением
скрипки или флейты и берется за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. Несмотря на переезды с места на место, мальчик систематически занимался под руководством отца и музыкой, и общеобразовательными предметами.
Слайд 17
О музыке Моцарта.
Моцарт является представителем венской
классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке.
В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию сущности человеческого характера.
Слайд 18
Жанры в творчестве Моцарта.
Моцарт создал более 600 произведений
различных жанров, среди них:
симфонии
камерные ансамбли
концерты
Слайд 19
Музыкальный театр в творчестве Моцарта.
Важнейшая сфера
творчества Моцарта — музыкальный театр. Его творчество составило эпоху
в развитии оперы. Моцарт сочинял оперы в разных стилях, среди них опера – зингшпиль, опера – буфф и опера – сериа.
Слайд 21
Клавирная музыка Моцарта.
В клавирной музыке
Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом
от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира, главным образом концерты для фортепьяно с оркестром, дают представление об исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.
Слайд 22
Оперы В.А.Моцарта.
Оперы - духовный зингшпиль:
«Долг первой заповеди», школьная опера « Аполлон и Гиацинт»
, или «Превращение Гиацинта», «Волшебная флейта».
Оперы - сериа: «Митридат – царь Понтийский», «Дон Жуан», «Идоменей», «Милосердие Тита» и другие.
Оперы – буфф: «Свадьба Фигаро», «Так поступают все».
Слайд 23
Венский период творчества В.А.Моцарта.
Венский период был
самым плодовитым в творчестве Моцарта. Среди прочих произведений он
написал свою знаменитую оперу "Свадьба Фигаро". Ее премьера состоялась в венском оперном театре 1 мая 1786 года. Успех был огромный. Многие арии по желанию публики приходилось повторять на бис.
Слайд 24
Главный соперник Вольфганга.
Теперь о главном
сопернике Вольфганга Амадея — Антонио Сальери.
Австрийский
император Иосиф II, пригласил к венскому двору 28-летнего маэстро Антонио Сальери, королевского композитора и капельмейстера итальянской оперы. Его оперы «Тарар» и «Аксур» стали кульминацией успеха итальянского маэстро. Но далее он уже ничего не мог противопоставить шедеврам Моцарта. С 1788 года Сальери был личным советником императора и приобрел исключительное могущество на музыкальном поприще в Вене. Но с появлением Моцарта исключительность Сальери оказалась под сомнением.
Слайд 25
Моцарт прогневил свое окружение крепкими шутками,
в чем был большим мастером. Сальери мог узнать себя
в «Волшебной флейте» в образе Моностатоса, в котором высвечен не отталкивающий и даже в какой-то степени смешной образ врага. Сцена с ним исполнена чувством ненависти к пересмешнику.
Слайд 26
Последние годы жизни В.А.Моцарта.
Постоянная неуверенность в
завтрашнем дне, заботы и треволнения год от году подтачивали
и без того слабое здоровье Моцарта. В последние годы своей жизни он написал оперу "Волшебная флейта" и обессмертивший его "Реквием".
Изнуренный тяжелой болезнью Моцарт скончался 5 декабря 1791 года. Поскольку денег на погребение музыканта у семьи не было, расходы на похороны взял на себя барон Свитен - известный в то время покровитель музыкантов. Моцарт был погребен по третьему разряду в наспех сколоченном гробу в общей могиле, где хоронили бедняков, бродяг и преступников. Близких не было рядом, поэтому место захоронения Моцарта неизвестно.
Слайд 27
Праздник спустя 250 лет после рождения Моцарта.
Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое
представление о его личности. В натуре Моцарта парадоксально сочетались самые противоположные качества: великодушие и склонность к едкому сарказму, ребячливость и житейская искушенность, веселость и склонность к глубокой меланхолии – вплоть до патологической, остроумие, высокая нравственность, рационализм, реалистический взгляд на жизнь. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами. Отец однажды написал ему: «У тебя сплошные крайности, ты не знаешь золотой середины». И по прошествии столетий личность его представляется нам подвижной и неуловимой, как ртуть.
Слайд 28
В дни празднования юбилея Моцарта.