Слайд 2
4 марта 1678 года в Венеции (Италия) в
семье скрипача капеллы Св. Марка появился первенец. Родившийся на
седьмом месяце ребенок отличался столь слабой конституцией, что из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио.
Слайд 3
До наших дней сохранилась легенда, связанная с рождением
Антонио Вивальди. Ребенок родился с предельно маленьким весом –
все были уверены, что малыш не выживет. Через десять дней врач констатировал смерть…Рано утром небольшая процессия прибыла на загородное кладбище, чтобы предать тельце земле. Во время короткой речи священника из наскоро сколоченного гробика вдруг послышался детский плач. Ребенок оказался живым!
Слайд 4
О первых годах жизни Антонио известно немного. Его
музыкальное дарование проявилось очень рано. Уже в возрасте десяти
лет он часто замещал в оркестре собора Св. Марка своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции.
Слайд 5
Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная
атмосфера города, где он родился и вырос.
Слайд 7
Дворец в Венеции, стоит на одном из каналов.
Когда-то фасад украшала позолота и облицовка из других драгоценных
материалов, благодаря чему он и получил свое название – «Золотой дом». Считается одним из самых элегантных зданий Венеции. Здание было построено в XV веке. С 1927 г. открыт для посещения публики. Сейчас здесь размещается галерея, коллекция которой представляет собой удивительное попурри из произведений средневековой живописи и скульптуры.
Золотой Дом.
Слайд 8
Трудно себе представить более прекрасный городской канал, чем
Большой канал в Венеции. Этот широкий канал с удивительным
обрамлением живописными дворцами и домами. Канал, длина которого составляет 3 800 м, ширина колеблется от 30 м до 70 м, а глубина около 5 м, разделяет Венецию на две неровные части, впадая в широкий канал Св. Марка, в водах которого отражается грандиозный дворец Дожей. Большой канал соединяет все районы города посредством трех мостов и 45 каналов, впадающих в него. Своеобразные каналы омывают дома и дворцы Венеции, их ширина колеблется от 4 до 5 м, поэтому к ним подплывают лишь гондолы.
Слайд 9
Сразу же после того, как туристы причаливают к
берегу у площади Сан-Марко, их в веселом полете встречают
многочисленные голуби. Согласно древней легенде, эти голуби были привезены сюда с Кипра для жены Дожа. Жители Венеции уже привыкли к ним и считают их обрамлением прекрасной площади. Здесь располагаются не только два самых прекрасных здания города - собор Сан-Марко и Дворец Дожей, но исторические кафе, музей, экспонаты которого помогут Вам проникнуть в долгую историю Венеции, монетный двор . Недалеко от набережной возвышаются две колонны. Когда-то здесь проходили публичные казни, и жители Венеции до сих пор считают плохой приметой проходить между колоннами.
Слайд 10
На 98,5 м ввысь устремлена кампанила (колокольня) на
площади собора Сан-Марко. Кампанила - самое высокое здание Венеции,
отсюда открывается один из самых красивых в Европе видов. В 912 г. кампанила служила колокольней для собора, постом наблюдения за портом и маяком для морских кораблей. На протяжении веков кампанила не раз подвергалась перестройкам, которые, к несчастью, не затронули фундамент здания, уходившего вглубь едва ли на 20 м. Под воздействием ветра, дождя, соленой воды, землетрясений, ударов молнии кампанила становилась все менее устойчивой и в 1902 г. она рухнула. Совет города решил восстановить башню на том же месте и в том же виде, и десять лет спустя, в 1912 г. новая башня была торжественно открыта во время праздника Св. Марка
Слайд 11
Часовая башня. Башня увенчана плоской крышей, на которой
установлены две бронзовые фигуры, ударяя молотами по колоколу уже
в течение четырех с половиной веков ежечасно отбивают время. Под венчающим элементом башни установлен герб Венеции - крылатый лев. Под гербом находится полукруглый уступ с нишей и двумя боковыми дверцами. В нише помещена Мадонна с младенцем из позолоченной меди. В день празднования Вознесения и на протяжении всей торжественной недели, боковые дверцы, при каждом ударе часов, открываются и из них, вслед за ангелом, выходят волхвы, которые проходя перед Девой Марией, кланяются ей. Под уступом в XV веке были установлены часы со сложным механизмом. Часы указывают смену времен года, прохождение солнца в знаках зодиака, время и фазы луны.
Слайд 12
Дворец Дожей - одна из самых известных достопримечательностей
Венеции. Свое название дворец берет от резиденции дожа, верховного
главы Венецианского государства. Ничего почти не осталось от первоначальной конструкции, построенной до 1000 года на основе уже существовавших римских стен. Это античное здание было уничтожено пожаром. При создании гигантского дворцового комплекса Венеции замысел состоял в том, чтобы поразить иноземных послов, внушить им невольный трепет, - этим и объясняется роскошь внутренних помещений, над которыми работали крупнейшие художники того времени.
Слайд 13
Знаменитый мост Вздохов, "нависающий" над улицей, которая
находится прямо за Дворцом Дожей,, соединяет его со зданием
бывшей тюрьмы. Слово «вздохи» в названии совсем не указывает на романтичные вздохи влюбленных, проходящих через мост. Через этот мост проходили заключенные на смертную казнь, потому что мост был единственным выходом из Дворца дожей (тогда это было здание суда и городская тюрьма).
Слайд 14
Мост Риальто - один из вечных символов Венеции
и одна из самых фотографируемых достопримечательностей Венеции. Мост был
построен в его нынешнем виде в 1952 году, сменив прежние деревянные конструкции. Эта элегантно изогнутая мраморная дуга с длиной пролета 48 м до 1854 г. оставалась единственным связующим звеном между берегами Большого канала. В разные времена на этом месте строили мосты деревянные, но они гибли во время пожаров, а последняя версия и вовсе обрушилась в 1444 году под тяжестью толпы зевак, собравшихся посмотреть на жену маркиза. Каменный Риальто был надежно построен в конце 16 века. Днем на мосту всегда оживленно. Здесь расположены маленькие магазинчики сувениров, кожаных сумок и ювелирных изделий.
Слайд 15
Санта-Мария делла Салюте - украшенная башнями церковь Венеции
в стиле Возрождения - является одной из самых ярких
достопримечательностей города. Более 350 лет силуэт этого великолепного здания, увенчанного белым куполом, вырисовывается на фоне неба Венеции в устье Большого канала. Церковь Санта-Мария делла Салюте была построена в 1631 г. в честь Девы Марии, избавившей Венецию от эпидемии чумы. Церковь была названа Салюте, что на итальянском означает одновременно "здоровье" и "спасение". На центральном алтаре изображена Дева Мария с младенцем, избавившая город от чумы. Фигура слева от нее символизирует Венецию, фигура справа - проклятую чуму.
Слайд 16
Санта-Мария Глориоза деи Фрари - самое значительное в
Венеции религиозное здание после собора Сан-Марко. Здание церкви из
простого кирпича. Здесь есть картина - "Мадонна с младенцем".
Слайд 17
Вероятно, на решение Антонио избрать карьеру священника повлияла
многолетняя деятельность его отца в соборе Св. Марка. В
возрасте 15 лет Антонио Вивальди получил звание "вратаря" - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще три низших и две высших степени посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить обедню. Все эти годы музыка была главным его увлечением. Еще до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза. В сентябре 1703 года, вскоре после принятия сана священника, Антонио Вивальди был приглашен в одну из так называемых венецианских консерваторий "Оспедале делла Пиета". Так начался первый период его блестящей педагогической и творческой деятельности.
Слайд 18
Став педагогом одной из лучших "консерваторий" Венеции,
Вивальди оказался в среде с блестящими музыкальными традициями.
Вивальди должен был регулярно создавать для своих учащихся огромное количество духовной и светской музыки - оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, он занимался с хористами, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. «Консерватория» стала заметно выделяться среди других в Венеции.
Слайд 19
В 1711 году он получил твердый годовой оклад
и стал главным руководителем концертов воспитанниц. С этого момента
его известность выходит за пределы родного города. Знатные иностранцы, гостящие в Венеции, не упускают возможности посетить концерты Вивальди. Известно, что еще в 1709 году среди его слушателей был датский король Фридрих IV, которому композитор посвятил свои сонаты для скрипки.
Слайд 20
В целом, период с 1713 по 1718 год
считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора:
за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер.
Слайд 21
Произведения Вивальди издаются не только в Венеции, но
и за пределами Италии. Его знаменитые 12 концертов для
одной, двух и четырех скрипок с сопровождением впервые выходят в Амстердаме в 1712 году.
Слава выдающегося оперного композитора Вивальди быстро распространяется .
Характерно, что наиболее популярными у современников стали программные концерты, особенно знаменитые "Времена года". Под этим названием приобрели известность первые четыре концерта для скрипки и струнного оркестра. В Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием.
Всего известно 28 инструментальных произведений Вивальди.
Слайд 22
Самое знаменитое произведение «Времена года» . В
концерте "Зима" - в партитуре "Ад" - композитор достигает
вершин художественной изобразительности. Уже в первых тактах мастерски передано ощущение пронизывающей зимней стужи ("под порывами ледяного ветра все живое дрожит в снегу"). Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда . Музыка настолько изобразительна, что в ней с лёгкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далёкие раскаты грома («Лето»), и пастушьи наигрыши («Весна»). Как никто другой, Вивальди знал и чувствовал каждый инструмент: его скрипка — это тончайшие струны человеческой души, его духовые — тоска по небесной гармонии и чистоте.
Слайд 23
В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть
родину и направился в Вену, где находился искренний его
поклонник император Карл VI. Однако внезапная смерть императора повлекла за собой общеевропейскую войну, принёсшую разорение и бедствия. 28 июля 1741года, всеми забытый, далеко от родины скончался великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.
Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату .
Слайд 24
Антонио Вивальди не был хорошим священником, но он
был истинным священнослужителем — служителем священной гармонии, небесной красоты.
Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, показавшему нам свет»!