и учеников.
Вот что писал знаменитый пианист и педагог А.Б.
Гольденвейзер. о постановке рук и борьбе с напряжением:
…Весь процесс музыкального исполнения есть процесс постоянного движения. Можно говорить только о движениях и ощущениях во время игры, мы во время игры должны быть все время в движении, Надо исходить из естественного положения человеческой руки, помня, что руку надо не «ставить», а двигать.
…в движении мы должны стремиться к тому, чтобы тот результат, которого мы хотим достигнуть, был получен с минимальной затратой напряжения и движения. Основой для исполнения как у начинающих учеников, так и у зрелых артистов должно быть соответствие звукового образа с движениями и ощущениями рук.
Путь всегда один: надо поставить руку в такие условия, в которых она просто не может быть напряженной и связанной. Нужно начинать играть самое простое и на этом вырабатывать привычки.