Слайд 2
Группы детских музыкальных инструментов
Духовые:
Свирель
Дудка
Свистулька
Мелодика
Кларнет
Саксофон
Мелодика
мелодика
дудка
свистулька
кларнет
свирель
саксофон
Слайд 3
Духовые инструменты
Музыкант, играющий
на духовом музыкальном инструменте, должен постоянно дуть в него
для получения звука.
Свирель
СВИРЕЛЬ — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной
флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300—350 мм, второй — 450—470 мм. В верхнем конце ствола — свистковое устройство, в нижней части — по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Стволы настроены между собой в кварту и дают в целом диатонический звукоряд в объёме септимы.
В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.
ДУДКИ
ДУДКА — русский народный музыкальный духовой
инструмент, состоящий из бузинной тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания — мундштучок.
Деревянная дудка может быть вырезана из ветки или сделана на токарном станке. На конце вырезается свисток или вставляется жалейка. В дудке выжигаются или сверлятся отверстия. Если закрыть их все пальцами, а потом открывать их по одному, звук будет меняться. Звук своеобразный, резкий.
СВИСТУЛЬКИ
СВИСТУЛЬКА – детский игрушечный свисток.
Свистульки берут
свое начало глубоко из древности и снова встречаются с нами в современности. Они нашли воплощение в жанре дымковской игрушки – мастера лепили их в форме птичек, козликов и барашков и дарили детям на праздники или продавали на больших ярмарках.
В игрушках (обычно в хвостике) проделывали дырочку, куда нужно было дуть, и тогда получался мягкий, но в то же время слегка резкий звук.
Слайд 7
Мелодика
Мелодика (мелодическая гармоника) — духовой язычковый — духовой язычковый музыкальный инструмент — духовой
язычковый музыкальный инструмент, подобный аккордеону — духовой язычковый музыкальный инструмент, подобный аккордеонуи гармонике. Имеет музыкальную клавиатуру
сверху, звук добывается путем вдувания воздуха в специальное отверстие сбоку. Нажатием клавиши производится открытие отверстия, что позволяет воздуху проходить через язычок.
Слайд 8
Кларнет
Кларнет — духовой деревянный — духовой
деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Применяется в самых разнообразных музыкальных
жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.
Слайд 9
Саксофон
Саксофон (Sax —
фамилия изобретателя, phone — звук) — духовой деревянный — духовой деревянный музыкальный инструмент, по
принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.
Слайд 10
Ударные шумовые:
трещотка
бубен
барабан
ложки
Ударные мелодические:
металлофон,
ксилофон,
глёкеншпиль (колокольчики)
маракас
треугольник
Кастаньеты
Вуд-блок
Группы детских музыкальных инструментов
Слайд 11
Ударные шумовые инструменты
Выразительные возможности ударных инструментов, не
имеющих звукоряда, очень велики. Одни из них обладают «cтyчащим»
тембром: деревянные ложки, трещотка, кастаньеты, палочки; другие (металлические или имеющие металлические части) - «звенящим» тембром: треугольник, румба, тарелки, колокольчик, бубенцы; третьи (по типу погремушек) имеют «шуршащий» тембр: маракасы, погремушка, коробочка. Барабан и бубен обладают более гулким, резонирующим звучанием.
КОРОБОЧКА
ДЕРЕВЯННАЯ КОРОБОЧКА или ВУД-БЛОК — один
из самых распространённых ударных музыкальных инструментов с неопределённой высотой звучания. Звучание инструмента — характерный цокающий звук.
Представляет собой прямоугольный брусок звонкого, хорошо высушенного дерева. С одной стороны, ближе к верхней части бруска, выдолблена глубокая щель шириной около 1 см. На инструменте играют деревянными или пластиковыми палочками. В зависимости от размера коробочки, звук может быть выше или ниже, поэтому зачастую композиторы используют несколько вуд-блоков, звучащих по-разному.
ЛОЖКИ
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ используются в славянской традиции
как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.
Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.
Слайд 14
ТРЕЩЕТКИ
ТРЕЩЕТКА -
народный музыкальный инструмент, состоящий из 18 - 20 тонких
дощечек длиной 16 - 18 см, соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек..
Существует и другая конструкция трещетки - прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.
Трещетка держится за веревку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.
Марака (маракас) — древнейший ударно-шумовой (маракас) — древнейший ударно-шумовой музыкальный инструмент коренных жителей Антильских островов
— индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.
Слайд 16
Кастаньеты
Кастаньеты — ударный — ударный музыкальный инструмент, представляющий
собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между
собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используются стеклопластик.
БУБЕН
БУБЕН — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты
звучания, в виде деревянного обруча с натянутой на него с одной стороны кожаной мембраной. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
БАРАБАН
БАРАБАН — ударный музыкальный инструмент. Он имеет вид цилиндра,
обтянутого кожей с двух сторон. Распространён у большинства народов. Звук извлекают ударом по мембране деревянными палочками , руками, а иногда и трением.
С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, военных шествий, религиозных обрядов. В современную Европу барабаны попали с Ближнего Востока. Известны барабаны различных форм и размеров.
Слайд 19
ТРЕУГОЛЬНИК
ТРЕУГОЛЬНИК — ударный
музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали
или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).
Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой.
Слайд 20
Ударно-мелодические инструменты (ксилофон, металлофон, глёки)
Основной способ звукоизвлечения
- поочередные (правой и левой руками) удары, но возможно
воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть энергичным и коротким, после чего головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть не напряжены. При правильной постановке рук и свободном, без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать. Репетиции (повторения одного звука) рекомендуется исполнять, чередуя руки.
Слайд 21
МЕТАЛЛОФОН
МЕТАЛЛОФОН — род музыкальных инструментов, основным элементом которых
является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука
ударяют специальным молоточком. Тембр инструмента различен: при ударе деревянной палочкой извлекается яркий, звонкий звук, резиновой - более приглушенный, мягкий.
Слайд 22
КОЛОКОЛЬЧИКИ
КОЛОКОЛЬЧИКИ (глёкеншпиль)— ударный музыкальный инструмент с определённой высотой
звучания. Инструмент обладает светлозвенящим тембром в пиано, блестящим и
ярким — в форте. Колокольчики существуют в двух разновидностях: простые и клавишные.
Простые колокольчики представляют собой набор настроенных по хроматизму металлических пластинок, размещённых в два ряда на деревянной раме трапециевидной формы. Расположение пластинок на них аналогично расположению белых и чёрных клавиш фортепиано. Применяемый диапазон колокольчиков — от третьей октавы до пятой октавы. Играют на обычных колокольчиках двумя маленькими металлическими молоточками или деревянными палочками.
КСИЛОФОН
ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон
имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона - от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий.
Слайд 24
Группы детских музыкальных инструментов
Струнные:
Балалайка
Гитара
Арфа
Гусли
арфа
гитара
балалайка
гусли
Слайд 25
Струнные инструменты
У всех струнных инструментов есть струны. Они
могут быть натянуты вертикально или горизонтально. Звук струнные инструменты
издают в результате колебания натянутой струны.
Слайд 26
Балалайка
Балалайка —
русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка
изогнутым деревянным корпусом.
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. У балалайки три струны. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби.
Гитара
Гитара — струнный щипковый — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из
самых распространённых в мире. У классической гитары может быть шесть или семь струн. Играют на гитаре пальцами или специальной пластинкой – медиатором. Гитара представляет собой корпус с длинной плоской шейкой, называемой «гриф». Лицевая сторона грифа — плоская либо слегка выпуклая. Вдоль нее натянуты струны, закрепленные одним концом на корпусе, другим на окончании грифа, которое называется «головка» грифа.
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая — чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит.
Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре — это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона .
Арфа
Арфа — струнный щипковый музыкальный инструмент. Считается, что
красотой своего внешнего вида она превосходит всех своих соседей по оркестру. Ее изящные очертания скрывают форму треугольника, металлическую раму украшают резьбой. На раму натягивают струны (47-48) разной длины и толщины, которые образуют прозрачную сетку. Чем короче и тоньше струна, тем выше получается звук. Играют на арфе восемью пальцами, мизинцы в игре не участвуют. В основном, на арфе играют женщины.