Слайд 2
Произведения
для оркестра
Важное место в творчестве Глинки занимают
пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил
оркестр, предпочитая симфоническую музыку всякой другой.
Наиболее значительные произведения Глинки для симфонического оркестра
- фантазия «Камаринская»,
- испанские увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»,
- симфоническое скерцо «Вальс-фантазия».
В репертуар симфонических концертов часто входят и увертюры к обеим операм Глинки, а также превосходная музыка к трагедии «Князь Холмский».
Слайд 3
Произведения
для оркестра
В симфоническом творчестве, как и в
оперном, Глинка остался верен своим художественным принципам.
Все его
оркестровые пьесы доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Глинка полагал, что смелые выразительные средства современного гармонического языка и новые оркестровые краски можно сочетать с простотой и доступностью образов, создавая произведения «равно докладные (то есть понятные) знатокам и простой публике».
Не случайно в своих симфонических пьесах последних лет он постоянно обращался к народнопесенным темам. Но Глинка не просто «цитировал», а широко развивал их и на их основе создал произведения самобытные, прекрасные по своим музыкальным образам и красоте инструментовки.
Слайд 4
«КАМАРИНСКАЯ»
В середине 1844 года Глинка предпринимает длительное заграничное
путешествие – во Францию и Испанию.
Оставаясь на чужбине, Глинка
не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет "Камаринскую" (1848).
Эта симфоническая фантазия на темы двух русских песен.
В "Камаринской" Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития. Всё здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
Слайд 5
«КАМАРИНСКАЯ»
Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две
русские народные темы, разработанные поочерёдно.
Темы эти контрастны.
Первая
из них - широкая и плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», повествующая о белой лебёдушке - невесте, которую клюют и щиплют серые гуси - недобрая женихова родня.
Вторая тема - удалая русская плясовая «Камаринская».
Напев первой песни довольно медленный, задумчиво-лирический. При варьировании мелодия остаётся неизменной, оплетаясь всё новыми и новыми подголосками, наподобие русских протяжных песен.
В развитии темы композитор красочно использует деревянные духовые инструменты, близкие по звучанию духовым народным инструментам - пастушескому рожку, жалейке, дудке.
Слайд 6
«КАМАРИНСКАЯ»
Напев «Камаринской» быстрый и весёлый. В вариациях этой
мелодии Глинка применяет пиццикато струнных, напоминающее звучание русской балалайки.
При варьировании плясовая мелодия также обрастает подголосками, а порой и существенно изменяет свой облик. Так, после ряда вариаций появляется мелодия, сходная - несмотря на быстрое плясовое движение и отрывистость - с темой протяжной свадебной песни.
Эта тема незаметно приводит к возвращению первой - медленно-величавой темы, после чего с новой силой звучит буйная народная пляска.
В «Камаринской» Глинка воплотил черты национального характера, смелыми и яркими штрихами нарисовал картину праздничного быта русского народа. Контрастное сопоставление медленнной лирической, а затем весёлой, задорной песен часто можно встретить в народном хоровом исполнении.
Очень важно, что Глинка умело применил подголосочное и вариационное развитие мелодии, свойственное народному исполнительству.
Впоследствии все эти особенности развивались и другими русскими композиторами. Не случайно Чайковский сказал о «Камаринской», что вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской», «подобно тому, как весь дуб - в жёлуде».
Слайд 7
«Вальс-фантазия»
«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений
Глинки. Сперва это была небольшая фортепианная пьеса. Позднее она
была расширена и оркестрована.
Незадолго до смерти (в 1856 году) композитор взялся за её переработку и превратил бытовую пьеску в совершенную по мастерству симфоническую фантазию.
В основе её лежит задушевная, ласковая тема. Благодаря нисходящей тритоновой интонации эта задумчиво-элегическая мелодия звучит порывисто и напряжённо.
Своеобразно строение темы: нечётные трёхтактовые фразы, какие мы встретим в русских народных песнях, а не «квадратные» четырёхтактовые, как в западноевропейских вальсах. Такая нечётная структура придаёт мелодии Глинки устремлённость и полётность.
Слайд 8
«Вальс-фантазия»
С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по
содержанию эпизоды, то светлые и грандиозные, то взволнованно-драматические.
Главная
тема повторяется многократно, образуя форму рондо.
Удивительно изящна инструментовка этого произведения. Преобладание струнной группы придаёт всему симфоническому произведению лёгкость, полётность, прозрачность, неповторимое очарование мечты.
Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развернутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.
Слайд 9
УВЕРТЮРЫ
Осенью 1845 года Глинкой была создана увертюра "Арагонская
хота".
В письме Листа к В.П. Энгельгардту мы находим
яркую характеристику этого произведения:
"...мне очень приятно... сообщить Вам, что "Хоту" только что исполняли с величайшим успехом... Уже на репетиции понимающие музыканты... были поражены и восхищены живой и острой оригинальностью этой прелестной пьесы, отчеканенной в таких тонких контурах, отделанной и законченной с таким вкусом и искусством! Какие восхитительные эпизоды, остроумно связанные с главным мотивом... какие тонкие оттенки колорита, распределенные по разным тембрам оркестра!.. Какая увлекательность ритмических ходов от начала и до конца! Какие самые счастливые неожиданности, обильно исходящие из самой логики развития!"
Окончив работу над "Арагонской хотой", Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углублённому изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась ещё одна увертюра на испанскую тему - "Ночь в Мадриде".
Слайд 10
ИТОГ
В своём «Вальсе-фантазии», «Камаринской», увертюрах и балетных сценах
обеих опер Глинка создал неувядающе-прекрасные образцы симфонической музыки, выросшей
из бытовых танцев.
Почин его продолжили русские композиторы: Чайковский, Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Глазунов, а в наши дни многие советские композиторы.