Слайд 2
Созидательную силу музыки люди знали давно.
Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении
и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса.
Аид - бог подземного царства мёртвых
и название самого царства мёртвых
Слайд 3
Орфей
персонаж древнегреческой мифологии, певец и музыкант
Слайд 4
Музыка, звучащая на этом уроке и живописные полотна
познакомят с одним из самых интересных и ярких направлений
французского искусства
2-й половины XIX в., которое получило свое название импрессионизм -
с французского – впечатление.
Слайд 5
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети
XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и
затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Слайд 6
Импрессионизм возник почти одновременно в живописи и в
поэзии, позднее его влияние распространилось на скульптуру, музыку, литературу,
театр.
Слайд 7
22 августа 1862, Сен-Жермен-ан Ле близ Парижа
— 25 марта 1918,Париж) — французский композитор, музыкальный критик.
Его
музыка основана на зрительных образах, наполнена игрой светотени, прозрачными,
как бы невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.
Клод Дебюсси
Слайд 8
Влияние живописи на композиторов было настолько велико, что
многим своим сочинениям он дал название, связанные с изобразительным
искусством: «Эстампы», «Эскизы» и др. Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к К. Дебюсси во многом от русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
Слайд 9
Первые импрессионисты – кто они?
Звучащие краски и красочные
звуки.
Что такое живописная музыка?
Слайд 10
Художники-импрессионисты
Первая выставка импрессионистов – 1874 год.
Они работали на
пленере (на открытом воздухе).
Применяли особую технику мазка.
Изображали мимолетность, мгновенность
впечатления.
Слайд 11
Особенности импрессионизма
Одну и ту же картину писали много
раз.
Изображали предмет в разном состоянии (утром, днем, вечером, в
туман, дождь, в солнечном свете).
Клод Моне
« «Собор в Руане» «Собор в Руане»
Слайд 13
Ренуар «На качелях»
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 14
Музыканты-импрессионисты
Название музыкальных произведений было очень живописно.
Изменились гармонии, ритмы,
тембры.
Их музыка звучала на выставках художников - импрессионистов.
Слайд 15
Клод Дебюсси
Понимание того, как
оркестр может нарисовать живописные картины, пришло к Дебюсси от
русского композитора от Римского-Корсакова. Его звукопись была близка манере письма Моне, Писсарро, Дега и других художников-импрессионистов.
Слайд 16
Музыкальная живопись Дебюсси
«Звуки и ароматы реют в
вечернем воздухе» - фортепианная пьеса.
«Что видел западный ветер»,
«Феи прелестные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» - все это фортепианные прелюдии.
В симфонической музыке – тембры и краски за счет различных инструментов.
У Дебюсси в фортепианной музыке – за счет своеобразных, необычных сочетаний звуков, прозрачных аккордов, кружевных гармоний.
Слайд 17
Как исполнять музыку импрессионистов
Вполголоса
Шепотом
В колорите
печального и холодного пейзажа
Напевая
Как воспоминания об ушедшем
В серых тонах
В розовом свете
Как лунные блики
Слайд 18
Триптих «Ноктюрны»
Триптих – это серия из трех пьес.
«Облака» – это первая пьеса.
«Празднества» – это вторая пьеса.
«Сирены»
– это третья пьеса.
Слайд 19
Оркестр в «Облаках»
Нет тяжелой меди.
Звучат только
струнные и деревянные духовые.
Английский рожок исполняет тему облаков.
Слайд 21
Вторая пьеса триптиха – «Празднества»
Движение.
Пляшущий ритм
атмосферы со взрывами внезапного света.
Праздник, смешение музыки со
светящейся пылью.
Разноцветная толпа, мерцающие огни, фейерверк.
Ренуар
«Бал в Муллен де ля Галетт»
Слайд 22
Антуан Ватто «Путешествие на остров Киферу»
Слайд 23
Пьер Огюст Ренуар «Большие бульвары»
Слайд 24
Третья пьеса триптиха – «Сирены»
Для оркестра с женским
хором
Сирены – это полу - женщины, полу - птицы,
которые своим волшебным, неземным пением заманивали мореплавателей в древней Элладе (Греции). Путешественники гибли на прибрежных рифах.
Поет женский хор с закрытыми ртами. Слов нет, одни звуки, рожденные игрой волн, парящие в воздухе, исчезающие, едва возникнув, и снова возрождающиеся.
Намек на мелодию, как мазки на полотнах импрессионистов. Это море и его бесчисленные ритмы.
Слайд 25
Одиссей
- в древнегреческой мифологии царь Итаки, прославившийся
как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор.
Слайд 26
Одиссей, путешествуя с аргонавтами привязал себя
к мачте корабля и проплывая мимо побережья, где сладкоголосые
сирены завлекали своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удаётся избежать опасности, заткнув своим спутникам уши воском; сам он слышит пение сирен, крепко привязанный к мачте залив воском уши своих товарищей
Слайд 27
Аргонавты
(др.-греч. — название корабля и мореплаватель) — в древнегреческой
мифологии, участники похода в Колхиду (побережье Чёрного моря) на
корабле «Арго».
Корабль был построен с помощью Афины, которая вставила в его корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов.
Слайд 29
Сирены
в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие
собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются
острые утёсы или мели. Сирены - это полуптицы - полуженщины
(в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери - музы — божественный голос.
Слайд 30
Что же зловещего таилось в этих загадочных существах?
Божественный голос, слыша который, мореплаватели бросаются в воду и
погибают
Слайд 33
Термины
Ноктюрн («ночной») – небольшая пьеса лирического характера.
Триптих –
это серия из трех пьес, трех картин, трех новелл,
объединенные одной идеей, одним характером.
Импрессионизм – направление европейской живописи конца 19 века, заключающееся в передаче общего впечатления, которое производят краски предметов и фигур при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке.