Слайд 2
Как называется то, что с таким увлечением исполняют
дети на музыкальных занятиях, праздниках и даже дома? Этот
довольно новый в дошкольном музыкальном образовании вид деятельности называется РИТМОДЕКЛАМАЦИЯ.
Почему же ритмодекламация, как вид музыкальной деятельности, так нравится всем детям, почему даже плохо поющие ребята с огромным желанием исполняют эти модели?
Слайд 3
Что же такое ритмодекламация?
Ритмодекламация – это
совокупность поэзии, музыки и актерского мастерства. Это чёткое произношение,
утрированная интонация, искусство выразительного чтения вслух любого доступного для детей материала: потешек, стихов, прибауток, ну и, конечно, артистизм (творчество) – умение правильно изобразить, показать жестами то о чем или о ком говорится в тексте.
Ритмодекламацию называют еще «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме».
Слайд 4
Чёткая ритмическая организация музыкально-исполнительского процесса активизирует у детей
развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и
движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма а также формированию коммуникативных навыков. Отстранение же от пения, с одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и естественнее говорить, чем петь), с другой стороны, направлено на развитие интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.
До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.
Актуальность темы
Слайд 5
Почему ритмодекламация так нравится детям
Во-первых,
это интересное, необычное, завораживающее своей новизной соединение стилистически разноплановой
музыки (от старинных музыкальных произведений до современных джазовых импровизаций) и ярких, самобытных поэтических текстов (от детских потешек, скороговорок до высоко художественных произведений великих поэтов).
Передача таких ярких музыкально-художественных образов вызывает у ребёнка живой интерес, побуждает активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную характерную мимику, пластику движения.
Во-вторых, это доступность и удобство исполнения данных моделей. Опора здесь на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Даже дети с плохой координацией слуха и голоса с удовольствием исполняют ритмодекламации, не испытывая неуверенности в себе, закомплексованности, не чувствуя себя «ущербными».
Слайд 6
Ритмодекламация и здоровьесбережение
Благодаря чередованию во многих
ритмодекламациях пения, игры на инструментах, жестов и речи голосовые
мышцы ребёнка успевают отдохнуть в процессе исполнения, снимается излишняя напряжённость, тем самым детский голос предохраняется от усталости и перенапряжения.
Слайд 7
Этапы работы с модулями
При первоначальном знакомстве
с произведением на
первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.
На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.
Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.
Базой для речевых упражнений ритмодекламации служит, как правило, детский фольклор: считалки, кричалки, потешки, прибаутки и т.д. Также стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и др.
Слайд 8
Занятия с модулями ритмодекламации – это интегрированные занятия
с использованием
речевых игр со звучащими жестами;
речевых игр с музыкальными
инструментами;
речевых игр с движением, рисованием;
коммуникативных игр;
пальчиковых игр.
Слайд 9
Почему ритмодекламация так эффективна
У детей восприятие связано с
моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка
в ритмодекламации выражается ни одной декламацией, а сопровождается жестами, пластикой, движением, игрой на музыкальных инструментах.
Главный признак успешного обучения – это непременное присутствие творческого начала на занятиях, присутствие самостоятельной деятельности. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия.
Одно из наиважнейших условий развития ребенка это его заинтересованность в процессе! Ритмодекламация, имея большие возможности инвариантности, позволяет развивать ребенка, держа его в состоянии постоянного ощущения чего-то нового, ощущения уверенности в своих силах. А это мощный толчок к успешному развитию не только музыкальных способностей ребенка.
Слайд 10
Разнообразие приёмов работы
Совместный приём
Приём «цепочкой»
Слайд 11
Групповой приём
Индивидуальный приём
Слайд 12
Коммуникативное развитие и ритмодекламация
Одним из важных и
доступных факторов коммуникативного развития ребёнка является именно ритмодекламация, так
как она формирует коммуникативные навыки. После освоения детьми ритмодекламации, для них становятся доступными почти все средства коммуникативной и музыкальной выразительности.
Слайд 13
Ритмодекламация соответствует всем идеям ФГОС
Поддержка разнообразия детства, сохранение
уникальности и самоценности детства;
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
и детей;
Уважение личности ребенка;
Реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста (игры, познавательной, исследовательской деятельности, формах творческой активности и др.)
Слайд 14
Практическое применение
Ритмодекламация №1
Считалка «Опа-опа»
Опа-опа, опа-па! Опа-па!
Три фасольки, два боба. Два
боба.
Побежал я в огород. В огород.
Положил их прямо в рот.
В рот.
1. Декламировать считалку, используя партию второго голоса, подражая «эху».
2. «Эхо» исполняется ритмически с использованием шумовых инструментов (две группы).
3. Когда слова будут говориться легко, исполнять тремя подгруппами: основной, «эхо», аккомпанемент.
Слайд 15
«Ай, дили, дили»
( речевая игра с движениями
и элементами театрализации )
подготовительная группа
Ритмодекламация №2
Ай, дили, дили,
дили. /идут дробным шагом по кругу
А мы кого -то видели:
Глазастого, ушастого, / движения по тексту
Вихрастого, зубастого.
Он сидел под кустом
Громко щёлкал языком.
Может это был козёл?
Бе – бе – бе! / изображают средним голосом
Может из лесу пришёл серый волк?
У –у – у! / изображают грубым голосом
Или это был медведь?
Ааааааааааааааа! / изображают низким голосом
Не смогли мы разглядеть,
Потому что испугались / качают головой
И с испугу разбежались. / убегают