Слайд 2
урок-презентация по предмету
«Музыкальная литература»
для обучающихся
пятилетнего
срока обучения
Слайд 3
Задачи:
образовательные:
познакомить с музыкальным творчеством композитора;
подвести обучающихся
к осознанию личности композитора и глубины его творчества;
раскрыть понятия
« эпоха барокко», «полифония», «месса», «фуга», «токката»
развивающие:
развивать эмоционально-образное мышление;
обогащать музыкально-слуховой опыт;
формировать коммуникативные компетенции
воспитательные:
воспитывать музыкально-эстетический вкус;
воспитывать духовно-нравственные качества личности, толерантность;
воспитание музыкальной культуры, как части общедуховной культуры личности
Слайд 4
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – введение
(изучение нового материала)
ТСО:
портрет И.С. Баха;
картины клавесина, органа;
аудио, видео материалы, музыкальный центр, TV, DVD проигрыватель;
мультимедийная установка;
нотные пособия, раздаточный материал
Место проведения: кабинет музыкально-теоретических дисциплин
Слайд 6
образовательная программа по предмету «Музыкальная литература»
конструкт урока по
теме «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха»
конспект урока «Творческий портрет
Иоганна Себастьяна Баха»
учебные пособия по предмету «Музыкальная литература»
дидактический материал:
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для ДМШ: второй год обучения предмету.- М.: Музыка.- 2002. 183с., нот., ил.
наглядные пособия:
мультимедийная презентация;
раздаточный материал;
словарь эстетических эмоций
диагностический материал:
тесты по зарубежной музыке
Методическое обеспечение:
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Слайд 7
Произведения И.С. Баха:
Органная Токката и фуга ре минор;
Токката
Фуга
Французская сюита до минор:
Аллеманда;
Куранта;
Сарабанда;
Жига
Слайд 8
Музыка до И. С. Баха (повторение пройденной темы,
тест)
Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор
(1685 – 1750)
Основные
периоды жизни:
Веймар – Кётен – Лейпциг;
Последние годы жизни
Слайд 9
Тест по пройденному материалу
Подготовка к основному этапу занятия
Слайд 10
И. С. Бах родился 31 марта 1685 года
в маленьком местечке Тюрингии - Эйзенахе, в семье музыкантов.
Уже с раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был папа — скрипач, городской музыкант.
Самостоятельная жизнь у Себастьяна началась в 15 лет, когда он решил поступить в школу певчих стипендиатов при монастырской церкви.
Примечание: обучающиеся перечисляют биографические данные композитора. (Метод создания проблемной ситуации).
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 11
Он никогда не расставался со своей любимой цитрой,
на которой играл очень искусно.
Усвоение новых знаний, умений
Цитра
Слайд 12
Цитра — струнный щипковый инструмент, известный еще в
древности. Особую популярность она завоевала в середине XIX века.
Но в наши дни цитра почти не используется.
«Музыка И. С. Баха понятна всем, как музыкантам, так и людям, от музыки далеким», — писал известный швейцарский пианист Эдвин Фишер. Творчество Баха — это тот «фокус», в котором сошлись, чтобы в дальнейшем разойтись, музыкальные пути всего человечества.
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 13
И. С. Бах был не только прекрасным композитором,
но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе
и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 14
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. В
этот период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди
них известнейшая Токката и фуга ре минор.
Токката – это (итал. «toccata») «прикосновение», «удар» – виртуозная пьеса для клавишных инструментов.
Примечание: прослушивание Токкаты Баха
Какие настроения передаёт эта музыка?
Примечание: работа с графическим аналогом «Словаря эмоциональных состояний» (по В.Ражникову)
Какой инструмент исполняет это произведение?
(Орган)
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 15
Усвоение новых знаний, умений
Орган отливал серебром,
Немой, как в
руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся из-за полмира.
Покоилась люстр тишина
И
в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
Ворочая балки, как слон,
И, освобождаясь от брёвен,
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
Борис Пастернак
Слайд 16
1. К какой группе инструментов относится орган?
_______________________________
2.
Назовите предшественников (прародителей органа).
_______________________________
3. С каких времён известен орган?
Назовите эпоху.
_______________________________
4. Какие виды клавиатур существуют у органа?
_______________________________
5. С какого времени орган был введён в церковь?
_______________________________
Примечание:
рассказ обучающегося по слайду.
Слайд 17
И.С. Бах создавал не только органные произведения, но
пьесы для клавира и клавесина. Например, Французская сюита до
минор.
Сюита состоит из четырёх частей:
Аллеманда;
Куранта;
Сарабанда;
Жига
Примечание: прослушивание фрагментов сюиты. работа с раздаточным материалом: «Таблица-анализ восприятия музыкального произведения».
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 18
Какой из танцев сюиты изображён на картине?
Таблица-анализ
восприятия музыкального произведения
Слайд 19
Усвоение новых знаний, умений
Трёхмануальный клавесин
Клавесин XVII век
Слайд 20
Усвоение новых знаний, умений
Примечание: самостоятельная работа на уроке.
Обучающиеся заполняют данную таблицу после прослушивания музыкального произведения.
Слайд 21
В 1717 году Бах с семьей переехал в
Кётен.
В Кётене Бах пишет, главным образом, клавирную и
оркестровую музыку. Здесь были написаны двухголосные и трёхголосные инвенции (синфонии), полифонический цикл из 24 прелюдий и фуг.
Основная работа Баха – руководитель школы певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их певческих способностей.
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 22
Из Кетена в 1723 году Бах переезжает в
Лепциг, где остаётся до конца своей жизни.
Здесь он
занимает должность руководителя хора певческой школы. Однако, как и прежде, его творческие возможности ограничены: Бах должен сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была бы слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально – инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт».
Усвоение новых знаний, умений
Слайд 24
Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество
и семья.
Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль,
Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами.
Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора.
Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка.
Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Слайд 25
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью
глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда
он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
Смерть Баха прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой.
Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных.
Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен.
Слайд 26
И. С. Бах - годы жизни 1685 -
1750
великий немецкий композитор;
представитель эпохи барокко;
непревзойденный органист;
великий мастер полифонии.
Основные
периоды жизни:
Веймар – Кётен – Лейпциг
Музыкальный словарь:
Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют.
Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Фуга – «бег» - полифоническое многоголосие, основанное на развитии одной темы.
Месса – «обедня» - жанр церковной католической службы.
Слайд 27
Где и когда жил И.С. Бах (страна, годы
жизни)?
На каких музыкальных инструментах умел играть И.С. Бах?
Каким было
детство Баха?
Перечислите города, в которых жил и работал Бах.
Какие произведения написал композитор в Веймаре Кётене?
Какой была жизнь Баха в Лейпциге?
Назовите произведения, написанные композитором в последние годы жизни?
Для каких музыкальных инструментов написано большинство произведений Баха?
Какое произведение является вершиной развития полифонии.
Подведение итогов
Заключительный этап
Слайд 28
1. Творчество И. С. Баха относится к стилю:
а) рококо; б) барокко в) классицизм
2. Родина
Баха – немецкий город
а) Лейпциг; б) Бонн в) Эйзенах
3. В переводе на русский язык BACH означает:
а) море б) океан в) ручей
4. В творчестве Баха преобладал…
а) полифонический склад музыки
б) гомофонно-гармонический склад музыки
в) монодический склад музыки
5. При жизни Бах был более известен как исполнитель - импровизатор и педагог, чем как композитор?
а) да б) нет
Слайд 29
Примечание: практическая работа с раздаточным материалом . Пронумеровать
материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося
и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Рассказ учащегося об основных периодах творчества И.С. Баха по представленной таблице.
Рефлексия
Слайд 30
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для
ДМШ: второй год обучения предмету.- М.: Музыка.- 2002. -
183с., нот., ил., стр. 19-25;
ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 25;
ответить на вопросы теста по творчеству И. С. Баха в рабочей тетради по музыкальной литературе;
выразить свои впечатления в «Дневник активного слушателя» по пьесам Французской сюиты
Слайд 31
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Предмет «Музыкальная литература»
является обязательной дисциплиной учебного плана детской музыкальной школы, определяющей
своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования.
Цель предмета «Музыкальная литература» - формирование у детей основ музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности.
Содержание предмета складывается из следующих элементов:
опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальным произведениям как памятникам духовной культуры;
непосредственное знание музыки и знания, относящиеся к области музыкального искусства;
умения и навыки, необходимые для осуществления слушательской деятельности;
опыт учебно-творческой деятельности в процессе слушания и осмысления музыкального произведения.
Для работы по предмету разработана рабочая образовательная программа «Музыкальная литература» для обучающихся II-V классов пятилетнего срока обучения Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Музыкальная школа». Программа составлена на основе утверждённых научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ:
Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, Москва, 2002;
Примерная вариативная программа «Музыкальная литература», Москва, 2008.
Слайд 32
Тема урока «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха».
Данный урок проводится в I четверти и является четвертым
по календарно-тематическому плану образовательной программы по дисциплине «Музыкальная литература». Цель и задачи урока соответствуют цели образовательной программы и направлены на практическое решение задачи воспитания музыкальной культуры как части общедуховной культуры человека через изучение музыкального творчества И. С. Баха.
Урок проектировался с учётом тех знаний, умений и навыков, которыми обладают обучающиеся второго года обучения по предмету: восприятие музыкального произведения, умение его анализировать, выразить своё отношение к музыке, определить жанр и т. д.
Исходя из опыта работы, отметим, что первые минуты начала урока обучающимся свойственна неустойчивость внимания, нежелательная при восприятии нового материала. В связи с этим, организующим началом явилось обращение к пройденному материалу с целью активизации внимания и интереса детей к продолжению урока, акцентировались те вопросы, которые прежде всего связаны с изучением нового материала. Таким «связующим звеном» стал термин «эпоха Барокко». Это дало возможность плавно перейти к теме урока.
Перед учениками были поставлены следующие учебные задачи:
определить характерные черты эпохи Барокко;
показать свои знания о творчестве композитора;
после прослушивания произведения определить название инструмента;
выразить своё отношение к музыке Баха.
Содержание: факты биографии композитора, компьютерная презентация, фрагменты музыкальных произведений.