Слайд 2
Выбор темы.
При изучении базового курса предмета «Музыка»
в 4 классе мы заинтересовались темой русского фольклора и
захотели познакомиться с другими темами, не входящими в программу этого курса.
Затем на кружке «Бэби-шлягер» мы обсудили эту тему , после чего и образовалась инициативная группа участников проекта «Народные праздники лета» во главе с Полиной Бирюковой, которая согласилась принять участие в изучении русских праздников и традиций.. Она встала у руля теоретической части –создания сценария и подготовки презентации проекта.
Слайд 3
Цель проекта
Знакомство с русскими народными календарными праздниками.
Слайд 4
Задачи:
Создание сценария праздника «Троица».
Разучивание песен, стихов, игр
летних народных праздников и праздника «Троица».
Слайд 5
Актуальность:
Тема проектной работы выбрана с целью расширения и
углубления знаний в области музыкальной культуры нашей Родины.
Народные праздники
лета – этот материал нами наименее изучен и почти не представлены в курсе школьной программы. Поэтому мы обратились к изучению этой темы.
Слайд 6
Лето – самая долгожданная пора в крестьянском и
народном цикле обрядов и праздников.
Множество поговорок дают характеристику этому
времени года.
Вот только малая часть этих поговорок:
«На зимний стол – летний разносол».
«Что летом соберешь с тем зиму и проведешь».
Слайд 7
Один из летних праздников это
Честной семик.
Семик —
это четверг на последней неделе перед Троицей.
В старину говорили:
"Честная масленица в гости Семик звала"... и добавляли: "Честь ей за то и хвала!«
С этим днем связано множество своеобразных обычаев.
Слайд 8
В окрестных рощах девушки связывали ветвями ("завивали") молодые
березки…
Слайд 9
…и проходили под их зелеными сводами с поцелуями
и песней:
Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобою не браниться
— дружиться!
Слайд 10
Веселые толпы народа в венках из полевых цветов
носили по улицам изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами
березку.
Слайд 11
На 50-ый день после праздника Пасха следует праздник
Троица.
С
незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа
Троицын день. В этот день дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь.
Кустодиев «Троицын день».
Слайд 12
На поляне девушки плели венки из травы и
цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок
не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул – не исполнится. Шумно и весело проходит Троица. В этот день устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. (Фрагмент праздника)
Слайд 13
Купаленка – ночка маленька.
Главным летним праздником был день
летнего солнцестояния (21 или 22 июня), когда дневное светило
достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), включают сбор целебных трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные гуляния вокруг купальского костра в ожидании "игры солнца". Но главным мотивом этого праздника является выпроваживание, изгнание нечистой силы, которая, по народным верованиям, особенно опасна в это время. В эту ночь не полагалось спать, поскольку ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят во всю Мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба.
Слайд 14
Три спаса.
Первый Спас еще называют Медовым Спасом. Этот
день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях
первые медовые соты. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед.
Срок стараются соблюдать точно (14 августа), ибо, по поверьям, если пчельник не заломает сота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
Слайд 15
Второй –
Яблочный Спас.
Раньше до второго Спаса фрукты
есть было не положено. 19 августа их несли в
церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом". Из трех Спасов Яблочный Спас — самый главный.
Церковь освящает плоды нового урожаяПосле освящения часть плодов отдавали нищим, также яблоки раздавались всем прихожанам и посылались на дом к больным. Те, кто не исполняли этот обычай, вызывали всеобщее презрение.
Слайд 16
Ореховый спас.
К третьему Спасу — 10 августа/29 августа
— обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым.
Другое его название — Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому, наверное, и называется он еще Спожинками-дожинками (Спожинать — кончать жатву, дожинать хлеб).
Слайд 17
Ореховый спас.
К завершению августа жатва заканчивалась. Последний сноп
— так же, как и первый — считался магическим,
его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. На Третий Спас существовало обыкновение загадывать о посеве. Из последнего снопа брали три колоска и зарывали в землю в укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса — значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго — средний, третьего — поздний.
Слайд 18
http://img-fotki.yandex.ru/get/9113/20573769.38/0_91f2f_2904f6ef_L.png пчелка с цветами
http://img-fotki.yandex.ru/get/9163/47407354.c6d/0_12a9ae_9d615e17_L.png ромашки
Фон – градиентная заливка
Источники