Слайд 2
Цель работы: Изучить обереговую культуру якутов и сравнить
её с другими тюркскими народами.
Задачи:
Изучить назначение оберегов якутов.
Изучить
назначение оберегов тюркских народов.
Дать сравнительный анализ обереговой культуры якутов с другими тюркскими народами.
Актуальность: Понимать и сохранять традиции своего народа актуально для каждого поколения.
Гипотеза: у якутов и у других тюркоязычных народов прослеживается сходство бытовых и ритуальных оберегов.
Слайд 4
Якуты всеми мерами старались оградить себя, свое жилище
и домашних животных от действия всевозможных злых духов. Для
этой цели служило множество словесных заговоров, молений и обрядов. Кроме них важную роль играла знаковая система, особый орнамент на одежде, утвари, украшениях.
Обереговая культура якутов
Слайд 5
Конский волос (сиэл) и хвост (кыл) носят дух
верхних богов Айыы, и поэтому очень значимы для нашего
народа. Ритуальное применение конского волоса очень разнообразна.
Комаромахалка (дэйбиир) имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Хозяйственное применение комаромахалки это летом отгоняет комаров, мошек и используют как веер от жары.
Ритуальное применение дэйбиирэ имеет магическую силу, может изгнать с человека злых духов, неприязни. Также применяется, как оберег. Чтобы зло не вошло в дом, подвешивается над входной дверью. Она охраняет благополучие людей и скота от злых духов.
Медвежьи лапы - амулет служил оберегом от злых сил. Медвежью лапу или коготь вешают у детской колыбели, чтобы отгонять злых духов, духов болезни. Действие этого талисмана усиливается, если его используют в качестве отцовского подарка новорожденному. В качестве амулетов и оберегов медвежьи когти повсеместно использовались начиная с каменного века. У народов Сибири и Севера когтям приписывались способности отгонять злых духов. Орел был тотемом для многих якутских родов. Меховые аппликации, имитирующие крылья орла, пришивались на спинках шуб, предназначенных для старинных свадебных обрядов. В конце XIX в. такие шубы вышли из обихода и приносить их владельцу удачу.
Слайд 6
Обереговая культура тюркских народов
В самые древние времена для
тюрков, как и других народов, мир животных и мир
людей были едиными. Люди сравнивали себя с животными и птицами, считали их такими же разумными существами. Поэтому тюрки, как и другие народы, считали своими прародителями не только легендарных героев, но и животных и птиц.
Волк является одним из главных культовых животных Евразии.
Образ Волка связан с культом воина, охотника, предводителя дружины.
Волк являлся тотемом многих тюркоязычных народов.
Слайд 7
«Наша прародительница, госпожа Умай» - называли тюрки свою
главную
богиню, имя которой означает «лебедь». Тюрки считали, что Умай
принимала участие в сотворение мира.
Слайд 8
От Ворона ведут свое происхождение род карга
у шорцев, род хускун у якутов и тувинцев, наименование
древнего племени кереит также восходит в древней монгольской форме названия ворона. До сих пор существует поверье в то, что ворон приносит удачу. Башкиры обращаются к ворону с просьбой о ниспослании дождя. Казахи говорят о себе - «карга тамырлы казак» - «казахи – братья ворона».
Слайд 9
В Казахстане повсеместно в качестве оберегов использовали
когти и перья филина. Для предотвращения сглаза и порчи
пучок перьев филина – үкі, как правило, подвязывали к колыбели новорожденного ребенка.
Из перьев филина делали султанчики для детских головных уборов, их пришивали сбоку на настенный ковер түскииз, а также подвешивали к домбре, чтобы оградить акынов от сглаза.
Пучки перьев филина как оберег используются также у киргизов, узбеков и туркмен. Якуты для защиты детей от воздействия негативных сил к колыбели ребенка подвязывали голову, коготь и клюв совы.
Слайд 11
КАМНИ-ОБЕРЕГИ
Многие века люди активно использовали натуральные камни в
магических церемониях, приписывая им необыкновенные свойства. И это не
удивляет, ведь камни, наравне с декоративной функцией, исцеляли, оберегали и поддерживали своих обладателей.
Каждый камень наделялся определенной символикой, а также магическими и лечебными свойствами.
Кораллы, способствующие жизненному благу и большому потомству, часто применялись в украшениях как подвески.
Бирюза, по предположению приносила счастье, удачу и отражала самочувствие – в случае болезни бирюза меняла свой цвет.
Среди всех поделочных камней популярным был сердолик, который считали камнем приносящим благополучие и радость. Кочевники считали, что сердолик «солнечный камень» защитит женщин от сглаза, порчи, бесплодия, а пожилым и ослабленным людям вернет силы.
Растения и деревья-обереги
В древности люди придавали большое значение растениям
и травам. Магическое действие трав было известно издревле. Один из видов оберегов
с помощью различных трав и цветов. Саше, завязанная в белую тряпочку и повешенная в доме, преграждает путь ворам, предотвращает неприятности. Используют для этого тмин, розмарин, бузину, можжевельник, лаванду и.т.д
Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро.
У якутов, например, у каждого шамана было своё "колдовское" дерево. Жизнь колдуна была тесно связано с деревом. Если погибало дерево, то погибал и шаман. Для арчы якуты использовали и до сих пор используют можжевельник.
Слайд 13
Цветные ленточки ( салама, чалама, дэлбиргэ)
Привязывание ленточек (полосок
ткани) к деревьям - благодарственно-просительный обряд. Привязывают в знак
надежды на исполнение желаний и благодарят за то, что имеют. Кроме того, в азиатской культуре Дерево олицетворяет собой связь Земли и Неба, ветви дерева раскинуты словно лучи, открытые для всесторонней связи с Природой. Привязывая ленточку к дереву, человек как бы приобщается к этой благодатной связи, обозначает свое личное творческое сотрудничество с природой.
Слайд 14
Сравнительный анализ видов, различий, оберегающих и защищающих предметов
тюркских народов.
Слайд 18
У женщин тюркоязычных народов амулетами служили когти, головы
животных; перья птиц; кристаллы, камни, металлические и серебряные различные
украшения, пучки овечьи, верблюжьи, волосы конские и.т.д. Амулетами служили различные звенящие подвески, цепи, колокольчики, бубенчики, нагрудные бисерные украшения, головные повязки, браслеты. Они использовались для изгнания злых духов, способствовали счастью, удаче, любви. Амулет выполнял функцию охранительную и приносящую благополучие.
Были оберегами – орнамент, металлические диски, женские украшения, дуги, рыбы.
Обереги защищали от любого воздействия на психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они могут охранять, оберегать от недружелюбных сил.
Для отпугивания злых духов в якутских одеждах использовались шумящие подвески. Впоследствии у тюркских народов и у якутов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха").
Почти у всех тюркоязычных народов родители выполняли следующие оберегательные меры:
мазали лоб новорожденного сажей и первые дни его никому не показывали;
в течение 3-х первых месяцев взрослым запрещалось находиться возле ребенка; детям давали имена-обереги; надевали островерхие шапки; скрывали пол.
Детские амулеты, обереги выполняли оберегательную, очистительную, волшебную, охранительную функцию
Слайд 19
Заключение.
Анализируя культовые предметы: обереги и амулеты- я пришла
к такому выводу:
1. У всех тюркоязычных народов амулеты и украшения (подвески, колье и браслеты самых
разных форм и размеров) были еще и наделены способностью отгонять злых духов, которых так опасались молодые женщины.
2. Все тюрки, как и другие народы, считали своими прародителями не только легендарных героев, но и животных и птиц. Тюрки поклонялись предкам-животным и птицам.
3. Все народы в качестве оберегов использовали когти и клыки, перья тотемных животных
4. По поверью у всех народов шумящие, звенящие украшения защищали от вредоносных сил.
5. У всех тюркоязычных народов одним из видов оберега использовались различные травы и деревья.
6. Почти у всех народов Азии, есть такой обычай, как привязывания ленточек к деревьям
7. Почти у всех тюркоязычных народов родители выполняли следующие оберегательные меры:
мазали лоб новорожденного сажей и первые дни его никому не показывали;
в течение 3-х первых месяцев взрослым запрещалось находиться возле ребенка; детям давали имена-обереги; надевали островерхие шапки; скрывали пол.
Детские амулеты, обереги выполняли оберегательную, очистительную, волшебную, охранительную функцию
8. Узнала многое об этих оберегах, научилась самостоятельно изготавливать современные украшения.
Слайд 20
Обереги своими руками.
Кулон из рога оленя.
Кулон из бисера
и меха
Кулон из бисера
В ходе работы научилась самостоятельно
изготавливать вещи, которые могут являться оберегами.
Слайд 21
Оберег «Биэс харах» переводится как, пять глаз или
пятиглазый. В древности этот символ якуты наносили на одежду
и украшения, так как считалось, что это оберег защищает от злых духов, болезней и приносит удачу.
Кулоны-обереги своими руками.
Слайд 22
1. Верхняя часть называется «Салгын кут» (дословно Дух
воздуха) означает мысли и ум человека.
2. «Ийэ кут»
(Душа матери) означает нравственность и мораль человека.
3 Внизу поместился «Буор кут» (Дух земли) это трактуется, как тело и здоровье человека.
В сочетании трех душ в веровании народа саха формируется человек. Ус кут дается богами человеку с момента его зачатия до присоединения к верхнему миру. По мифологии ус кут ударяет ярким лучем с неба на живот матери и попадает прямо в шею ребенка и тем самым наделяет его жизнью.
Обереги своими руками
Оберег «Ус кут»
Слайд 23
Прекрасным дополнением к якутскому костюму на празднике Ысыах
является сумочка, выполненная в традиционной технике, с использованием сукна,
бусин, металлических бляшек. Такая сумочка может стать оригинальным аксессуаром, подчеркивающим индивидуальность.
СУМКА своими руками С ЯКУТСКИМ УЗОРОМ