Слайд 2
Свое место в блестящей плеяде стихотворцев переломного периода
занимает поэт Константин Бальмонт, вошедший в историю словесности своими
экспериментами со звукописью шипящими и гордым призывом "быть как солнце". Будучи, безусловно, самобытным и сильным автором, Константин Бальмонт несет в себе и многие типические черты, присущие поэтам Серебряного века.
Слайд 3
Свое место в блестящей плеяде стихотворцев переломного периода
занимает поэт Константин Бальмонт, вошедший в историю словесности своими
экспериментами со звукописью шипящими и гордым призывом "быть как солнце". Будучи, безусловно, самобытным и сильным автором, Константин Бальмонт несет в себе и многие типические черты, присущие поэтам Серебряного века. Он тоже птенец Брюсова гнезда, он тоже, как и Гумилев, готов петь экзотические страны, острова Молчанья, царя Озимандию, Атлантиду, Сладим-реку и все то, что с готовностью уносило и автора, и читателей от берегов постылой обыденности. Лев Озеров мудро сказал, что "бальмонтовщина заслонила образ самого поэта". Точно так же экзотические и романтические мотивы поэзии Гумилева порой пренебрежительно называли "гумилятиной", забывая, что тяга к необычному, к полету фантазии и отрыву от бытописания составляет неотъемлемую часть поэтического видения мира.
Слайд 4
Как бы мы ни воспринимали индивидуальные заслуги Бальмонта
на поэтическом поприще, где бы ни отводили ему место
на поэтическом Олимпе России, нельзя не оценить его роль передаточного звена в историко-литературной цепи, без знания которого не будут ясны ни начала, ни продолжения, ни сам процесс развития русского слова.
Слайд 5
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ БАЛЬМОНТА - ЗАВЕТ БЫТИЯ
К. Бальмонт -
поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в
символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в "безбрежность" мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой "мимолетности" жизни, В стихотворений "Завет бытия" (190!) поэт заявил, что его поэтическая программа завещена ему самой природой.
Слайд 6
В лирике Бальмонта запечатлены наиболее текучие, бесплотные, подвижные
стихии - света, воздуха. Причем поэт стремился передать прежде
всего слитное, совокупное ощущение светя, запаха, звука: в его стихах солнце "пахнет травами", "светит звонами"; сам поэт "сладко плачет" и "дышит луной". Природа, таким образом, изображается не столько в ее конкретной зримости, сколько как стихия вне места и времени, пребывающая в абсолютной чистоте и вечности. Внимание поэта привлекали не явления природы, а ее изначальные и неизменные свойства. Предмет его лирического изложения не ветер в поле или ночной осенний ветер, а ветер вообще, "ветрянность" во всех ее проявлениях ("Ветер"); не ручей или море, а вода, дрожащая и в капле росы, и в океане, и вмещающая "бесконечные лики... и безмерность своей глубины" ("Вода"); не дерево или деревья, а "древесность". Символический стих Константина Бальмонта где-то даже сближается с мифом. В стихотворении "Славянское Древо" он воспевает мифопоэтические мировое древо, отвлеченно вобравшее в себя "все известные породы деревьев". Стихи Бальмонта несли в себе прозрение, пророчество. Они свидетельствовали о какой-то высшей реальности, которая питает человеческую надежду или вызывает страх отчаяние.
Слайд 7
Завет бытия
Я спросил у свободного ветра,
Что мне сделать,
чтоб быть молодым.
Мне ответил играющий ветер:
«Будь воздушным, как ветер,
как дым!»
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия.
Мне ответило звучное море:
«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари.
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»