Слайд 2
Виктор Васнецов. Баба-яга. 1917
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 3
В русских сказках, преимущественно волшебных, часто фигурирует Ягая,
Ягишна или Егибоба, у украинцев — Баба-Язя, у поляков
— Бабоендза, у чехов и словенцев — Ежибаба. В праславянском языке словом ęgа называются различные «гады», например змеи и ящерицы. Поэтому само имя сближает сказочного персонажа с обитателями Нижнего, подземного мира.
Слайд 4
Этимологический словарь Макса Фасмера указывает, что имя Яги
родственно прибалтийским словам, обозначающим досаду, раздражение, нечто противное, а
также древне-исландскому ekki — «скорбь», «боль». А наиболее полно образ Бабы-яги в 1930–40-е годы исследовал советский фольклорист Владимир Пропп.
Слайд 5
В первобытном обществе, где главным источником пропитания была
охота, каждый мальчик должен был пройти обряд инициации —
символически «умереть» и «родиться» уже в новом качестве.
Слайд 6
Древние люди верили, что «путешествие в загробный мир»
давало будущему охотнику магические способности. Посвящаемого уводили в лес,
где морили голодом, пытали огнем, закапывали в землю, отрезали пальцы рук, выбивали зубы, давали галлюциногенные растения. После пройденных испытаний человек начинал верить, что действительно побывал на том свете.
Слайд 7
В образе Бабы-яги, по мнению Проппа, соединяются черты
распорядителя этого обряда и стража, охраняющего вход в царство
мертвых.
Слайд 8
В сказках Яга живет в избушке на курьих
ножках. Истоки этого оригинального архитектурного решения трактуются по-разному. Одни
исследователи считают, что куриные ноги — отголосок эпохи тотемизма, когда животным приписывали магические силы. Другие — что избушками на курьих ножках называли особые срубы на сваях, где хоронили мертвых финно-угорские народы.
Слайд 9
Избушка Яги обычно стоит на опушке, то есть
на границе двух миров. Дверью она повернута к лесу
— миру мертвых. Герой сказки не может сам пересечь невидимую границу, попросту обойти избушку и войти с другой стороны — и должен произнести заклинание: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!».
Слайд 10
В некоторых сказках внешность Яги описывают в деталях: «Впереди
голова, в одном углу нога, в другом другая», «На
печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос». И Пропп заключил, что «Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец». Отсюда в сказках появились и костяная нога — нога скелета, — и слепота старухи.
Слайд 11
Долгое время исследователи недоумевали: почему Баба-яга — женщина,
если в охотничьей инициации участвовали только мужчины? Оказалось, что
во многих племенах шаманы и вожди для проведения обряда переодевались в женскую одежду. Ученые предположили, что так проявлялась память о времени матриархата, когда почитали прародительницу племени.
Слайд 12
С развитием земледелия необходимость в охотничьей инициации отпала,
и обряд стал существовать в виде мифа. Затем люди
и миф перестали воспринимать как священное знание, и сведения о нем «опустились» на уровень сказки. Современные версии не всегда позволяют в полной мере оценить настоящую фольклорную Бабу-ягу — страшную для непосвященного, но помогающую достойному.