Слайд 2
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах
- дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Основным материалом
для зимней одежды была овчина, которая покрывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл шился преимущественно из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата. В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю (гадар хормой) и нижнюю (дотор хормой), спинку (ара тала), перед, лиф (сээжэ), борта (энгэр). Мужской халат обычно шили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового.
Слайд 3
Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную
часть верхней полы (энгэр), где вшиваются три разноцветные полосы.
Внизу желто-красного цвета (хуа yнгээ), в середине чёрного цвета (хара унгээ), на верху разнообразные: белый (саган унгээ), зелёный (ногон унгээ) или синий (хухэ унгээ). Первоначальный вариант был - желто-красный, чёрный, белый. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) - Хуасай, Харгана, Сагаангууд. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам.
Слайд 4
Женская одежда состояла из рубахи - самса и
штанов - умдэ, поверх которых носили халат - дэгэл.
Одежда менялась в соответствии с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения в обществе, семье и строго соответствовала возрасту женщины.
Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали талию. В возрасте 14-15 лет девушки меняли прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма-тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка. Выходя замуж, девушки заплетали две косы, в соответствии с обрядом уhэ заhаха («переплетение волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты.
Слайд 5
Женский свадебный наряд - дэгэлэй надевался поверх платья,
оставляя перед открытым, сзади на подоле имелся разрез. У
замужних женщин костюм состоял из сборчатой юбки и кофты, сшитых на уровне талии, левая пола запахивалась на правую и застегивалась у ворота, на плече и на правом боку, на особые пуговицы - тобшо. Ворот был невысокий стойка или отложной. Рукава у основания были широкие и имели сборки на плече, отделывались парчой и тесьмой в середине по шву.
Слайд 6
Верх халата покрывался какой-либо материей, иногда шелком, внутри
дэгэл обязательно имел подкладку. Подол юбки и края обеих
пол до кофты обшивались полосами цветной материи. Иногда подол украшался мехом выдры.
Дополняющая наряд безрукавка (уужа) - обязательный элемент костюма замужней женщины всех бурятских племен. У восточных бурят безрукавка - эсэгын уужа - была короткой и состояла из одного жилета. У западных бурят безрукавка - сээжэбшэ или хубайси - имела жилет и пришитую к нему сборчатую юбку. Нарядную безрукавку украшали спереди вдоль разреза серебряными монетами или пуговицами из перламутра. Подобно халату она делалась на подкладке. Эта деталь костюма играла важную роль в быту женщины, она не должна была показываться мужчинам, не надев безрукавки, а также она должна была всегда носить на голове шапку.
Слайд 7
Буряты, придавали большое значение украшениям. Женские украшения восточных
бурят отличались сложностью, многосоставностью и многокомпонентностью. Они были выполнены
в основном из серебра со вставками из коралла (наиболее ценным считался розовый коралл), бирюзы, янтаря. Традиционно считается, что головной убор восточных бурят составлен так: верхняя часть головного убора обозначает небосвод - тэнгэри, красные кисточки - лучи солнца - наран, нижняя часть – землю - газар. Ниспадающие на грудь с головного убора височные украшения и серьги символизируют звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. Шейные и нагрудные украшения (гуу) обладают плодородной символикой и соответствуют знаку Земля.