Слайд 2
наиболее типичная конструкция дома - каркасно-столбовая
материал для строительства
- древесина
эффект целостной композиции, т, е. ансамбль из
множества домов
древнее китайское зодчество характеризуется применением красок (крыши - желтый, карнизы -сине-зеленый, стены, столбы и дворы - красный).
АРХИТЕКТУРА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Слайд 3
Единственное здание, которое всегда стояло
отдельно на окраине селения – это сторожевая башня-пагода:
защита от
внешнего врага
защита от злых духов
в виде пагод строили храмы
Слайд 4
Пагоды обязательно имеют нечетное число ярусов ( 3,
5, 9, 11)
Пагоды имеют разнообразную форму: (квадратные, шести-, восьми-,
двенадцатиугольные, круглые).
Слайд 5
Даяньта, или Большая пагода диких гусей
(г.Сиань, 7-8 век).
Её размеры:
25м. в основании
и
60м.в высоту;
состоит
из 7 ярусов
Слайд 6
Храмы Пекина располагались большими комплексами.
Храмовый ансамбль Тяньтань («Храм неба») был связан с
древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая.
Слайд 7
Круглые террасы алтаря и синие крыши
храмов символизировали небо,
квадратная в плане территория ансамбля –
землю.
Слайд 8
Каждый китайский город был окружен
стеной ( "стена" и "город" обозначались одним словом "чэн").
Слайд 9
Великая китайская стена
(протяженность более 3000
км). Стена имеет в ширину от 5 до 8
метров, а в высоту от 5 до 10 метров. Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и камыша, затем её облицевали кирпичом.
Слайд 10
По поверхности стены идут зубцы и
дорога, по которой солдаты могли передвигаться. По всему периметру
проставлены башни, через каждые 100 - 150 метров, для светового оповещения о приближении врага.
Слайд 12
Планировка городских ансамблей.
Пекин был задуман как мощная крепость. Массивные кирпичные стены
с башенными воротами окружали столицу со всех сторон.
В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки.
Слайд 13
«Запретный город» (ныне превращенный в
музей), обнесенный стенами и окруженный рвом с водой, представлял
собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое.
Слайд 14
Назначение китайского сада заключалось в том,
чтобы вызвать у зрителя философское настроение, сады символизировали рай
на Земле.
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
Парки наполняют небольшими озёрами, с характерными высокими мостиками, павильонами с черепичными крышами, киосками, арками.
Слайд 15
Вся территория делится на три части
– среднюю, восточную и западную. Центром сада обычно служит
водоём или искусственный холм.
Вокруг него размещаются павильоны, связанные открытыми галереями, каменные композиции в виде горок, стенок или отдельных своеобразных скульптур, мостики, беседки, водные протоки.
Слайд 17
Парк Бейхай
- старинный парк
Пекина, расположен на северо-западе от «Запретного города». Площадь парка
более 700,000 кв.м., большая часть которой представляет собой водное пространство. Центральное место парка — остров Цюнхуадао, на котором возвышается Белая Пагода.
Слайд 18
Блестящего расцвета достигла средневековая китайская живопись, представляющая собой
одно из ярчайших явлений в истории
мировой культуры.
Слайд 19
С необычайной убедительностью китайские мастера сумели воплотить поэтическую
красоту природы, свои представления о совершенной гармонии и величии
Вселенной. В картинах они передали не только свои личные впечатления, но и жизненную философию китайских мудрецов.
Слайд 20
Стремление через частное и единичное постичь всеобщие законы
бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.
Слайд 21
Органическое слияние поэзии и живописи было отмечено одним
из китайских критиков в IX в.:
«Когда они не могли
выразить свою мысль живописью, они писали иероглифы, когда они не могли выразить свою мысль через письменность, они писали картины».
Слайд 22
Китайская живопись
пейзаж
историко - бытовой
портрет
Слайд 23
«горы- воды»
Пейзажная живопись
«цветы- птицы»
Слайд 24
Характерно, что китайские художники передавали не столько очертания
гор, деревьев, сколько умели выразить мысль о безграничности окружающего
мира. Открывая перед зрителем широкую панораму, художник предоставлял возможность тщательно изучать и исследовать изображенное с разных точек зрения. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного - двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
Слайд 25
На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим
звездам
Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей
неба
Не смею тревожить покой.
Ли Бо. «Храм на вершине горы».
Перевод А. Гитовича
Слайд 26
Известный поэт и живописец VIII в. Ван Вэй
в трактате «Тайное откровение науки живописца» давал советы начинающим
художникам:
«Нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы»;
«Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево»; «Далекие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
Слайд 27
В пейзажах китайских художников много символов, зачастую непонятных
европейцу. Пара уточек символизировала семейное счастье, фазан — удачную
карьеру, прекрасный цветок лотоса — символ чистоты, гибкий и полый внутри бамбук — олицетворение мудрости и противостояния жизненным невзгодам, вечнозеленая сосна служила аллегорией долголетия, цветущая слива мейхуа — символ благородства и стойкости.
Слайд 28
Го Си. Ранняя весна. Фрагмент.
Здесь показана природа пробуждающийся
от сна и полный движения. Ритмы картины напряжены и
беспокойны. Силуэты гор словно растут, прорывая туман, а деревья, будто стряхивая с себя сон, расправляют свои еще безлистые ветви. В этом вертикальном свитке передано ощущение могучей стихийности природы, ее напоенности весенними соками.
Слайд 32
В пору, когда еще тихо
Дремлет природа под
снегом,
Вести приходят из сада,
Первые вести весны. Там
мейхуа пробудилась:
По воскрешенным побегам —
Россыпи розовой яшмы
С солнечной стороны...
Ли Цинчжао.
Слайд 33
Ма Юань. «Утки, скала, мейхуа».
Слайд 34
Жанр портрета — один из древнейших в китайской
живописи. Он известен еще с V в. до н.
э. и связан, как и в Древнем Риме, с культом предков. Написать портрет для китайского художника означало «выразить душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». Наиболее популярны были изображения буддийских святых, исторических и государственных деятелей, знаменитых людей.
Ли Гун - линь. «Портрет Вэймо».
Слайд 35
Портрет Ли Бо — это обобщенный образ-символ, где
портретное сходство уступает место передаче духовной атмосферы, творческого настроения
поэта. На картине он изображен в момент поэтического вдохновения. Это скорее символический этюд в однотонных, пульсирующих тушью ритмических линиях. Ли Бо нарисован во весь рост в профиль. Его фигура спрятана в длинных складках и рукавах одежды, голова слегка приподнята. Создается впечатление, что художник рисует силуэт фигуры единым движением кисти, точно так же, как пишут иероглиф. Фон свитка остается незаполненным, а поэтому кажется, что Ли Бо навсегда уходит в пространство необъятного мира.
Лян Кай. Портрет поэта Ли Бо.
Слайд 37
В многовековой истории человечества сменилось множество культур различных
народов, а культура древнего Китая сохранена его народом до
настоящего времени. Китай – одно из древнейших цивилизованных государств мира. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богатые по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания всего человечества.
Слайд 38
Басянь
Басянь или Пасянь ("восемь бессмертных"), в китайской даосской
мифологии популярнейшая группа героев, символы удачи. Все они достигли
бессмертия в результате постижения дао, или "пути".Первым достиг бессмертия Ли Тегуай ("железная клюка"), ученик основателя даосизма Лао-цзы. Ли, достигнув бессмертия, отправился к священной горе, а вернувшись и обнаружив, что его тело нечаянно сожгли, вошел в тело умершего от голода хромого бродяги. Ли не хотел жить в отвратительном теле, но Лао-цзы убедил его не оставлять жизнь и дал железную клюку.
Считалось, что Ли Тегуай приобщил к даосской доктрине Чжунли Цюаня, второго из "восьми бессмертных". Согласно одному из мифов, перед Чжунли Цюанем раскололась стена его жилища, и он нашел там наставления о том, как стать бессмертным. Чжунли внял им и на облаке взлетел в небо, став вестником богов. Обычно его изображали толстым, лысым, с длинной бородой, нередко с веером из перьев или пальмовых листьев.Бессмертный Люй Дунбинь, увидев вещий сон о тщете всего земного, решил покинуть мир и направился в горы.
Слайд 39
Лунван
Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему
подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог
ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли то есть примерно полкилометра в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках нашей эры.
Распространение получило представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая.
Слайд 40
Хуанди
Хуанди ("желтый предок", "желтый государь"), в китайской мифологии
олицетворение магических сил земли; отсюда его связь с желтым
цветом лёссовых почв. Считалось, что Хуанди был огромного роста (около трёх метров), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица.Ему приписывали изобретение топора, ступки, лука, стрел, одежды и туфель; якобы он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить повозки и лодки.
Слайд 41
Яньван
Яньван ("князь"), в китайской мифологии владыка подземного мира;
считалось, что он расследует земную жизнь мертвых, а затем
направляет их для наказания к одному из десяти царей-судей, каждый из которых имеет свое судилище. Восемь царей наказывали души, а попадающих к двум другим судьям ожидали новые тела для реинкарнации.Однако, согласно другим версиям мифа, всякая душа непременно должна была пройти через все десять судилищ.Древние китайцы верили, что ужасные пытки ждут великих грешников: продажные чиновники всех рангов глотают расплавленное золото, а самых закоренелых в грехе варят в кипящем масле,перетирают огромными каменными жерновами или разрубают пополам.
Слайд 42
Паньгу
Паньгу, Паньку, в китайской мифологии первопредок, порождение животворных
сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении
Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю.Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю.В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на три метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги.