Слайд 2
Выбор леса для постройки :
на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний
ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.
Слайд 3
Время строительства жилья и выбор места:
нельзя располагать
дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет
ладно, во дворе не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.
Слайд 4
Обычаи:
При закладки дома приглашали священника для освящения строительства.
Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один
угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.
Слайд 5
Переезд в новый дом:
Переезд в новый дом
сопровождался множеством примет. Удачным днем для переезда считалась суббота.
В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.
Слайд 6
Въезд в новый дом – в Древней Руси
целое ритуальное действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать:
на первую ночь в новом доме закрывали кота с кошкой (они способны видеть и прогонять злобную нечисть); на вторую – петуха с курицей; на третью – поросёнка; на четвёртую – овцу; на пятую – корову; на шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу», не то «жизни не будет».
Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь.
Слайд 7
Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток.
Держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи,
а потом за эту нитку «втаскивал» прочих новосёлов по старшинству. Смысл обычая таков: люди собираются осваивать новый, неизведанный, «иной» мир. А попасть в «мир иной» - небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно-то, как предполагают учёные, замещается нитью.
Вход в новый дом сопровождался обрядом переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдём со мной!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши, в старом лапте или валенке. В новом доме «дедушку-суседушку» уже ждало угощение: хлебец с солью, горшочек каши, чашка воды или медового напитка.
Слайд 8
Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба»,
«истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с
самых древнейших времён).
Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.
В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.
В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».
Слайд 9
Красное резное крыльцо
Оно словно приглашает войти в дом.
На нём хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и
солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.
Слайд 10
В крестьянском доме источником всего этого была печь
– кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. Не
случайно печь – распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».
Слайд 12
Бабий кут – женский угол
Ту часть, где стояла
печь, называли женской половиной.
Угол напротив устья печи был кухней
и назывался
"бабий кут"(кут - старинное название угла). Здесь
располагалось все необходимое для приготовления
пищи: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа
с пестом и ручная мельница. Кочергой женщина
выгребала золу из печи. Ухватом отправляла в
жар горшки с пищей. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помелом хозяйка подметала днище печи, куда лопатой сажала хлебное тесто. В бабьем куту на полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.
Слайд 14
Красный угол
В переднем углу избы располагался красный угол.
Его ещё называли в народе больщой, святой. Это было
самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные тканым вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.
Красный угол – почётное место в избе – находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампадка.
Гость, входивший в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.
Слайд 16
Мужской угол
От дверей до боковой стены была
устроена лавка – конник, на которой мужчины занимались хозяйственной
работой. Вертикальная доска часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.
Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали.
Слайд 17
Детский угол
Для новорождённого подвешивали к потолку избы
нарядную
люльку. Мягко покачиваясь, она
убаюкивала младенца под напевную песнь
крестьянки.
Слайд 18
Внутреннее убранство дома
Значительное место в избе занимал деревянный
ткацкий стан –кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные
детали украшали розетками – знаками солнца, а также изображениями коней
Главным предметом мебели считался стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места.
Разница между лавкой и скамьёй достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.
Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.
Слайд 21
В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в
сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом
стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окон;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовском добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей