Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по литературе Шаховской А.А.

«Беседа любителей русского слова» На рубеже XVIII-XIX веков в Петербурге известен был литературный салон Г.Р.Державина. В этой литературной среде очень сильно были выражены патриотические настроения. Почти все члены этого кружка увлекались театром. Круг Державина-Львова, переросший потом
Литературное общество «Беседа любителей русского слова». КОМЕДИЯ «НОВЫЙ СТЕРН»ШАХОВСКОЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧУчитель русского «Беседа любителей русского слова»		На рубеже XVIII-XIX веков в Петербурге известен был литературный Дом на Фонтанке, недалеко от Измайловского моста, в котором Державин принимал членов Позднее в державинский кружок вошли А. С. Шишков, Д. И. Хвостов, Шаховской, В русской литературе появились два лагеря: архаисты и карамзинисты. К последним относились Между «карамзинистами» и «шишковистами» началась длительная дискуссия, которая вступила в новую, более Прозаическая комедия «Новый Стерн» (опубл. в 1807 г.) была впервые поставлена В «Новом Стерне» осмеянию сентиментализма подчинено все драматическое действие, все уровни текста. В сюжете комедии получила пародийное преломление типичная для сентиментальной повести и драмы Комична фигура главного героя, Пронского, сентиментального вояжера. Усилению комедийного эффекта способствует Речь Пронского насыщена галлицизмами – автор высмеивает не прямое использование французского Пронский, стремясь строить свою жизнь по литературным моделям, уходит от жизни реальной. Таким образом, «Новый Стерн» представляет собой пародию на целое литературное направление. Драматург Шаховским Александром Александровичем всего создано и переделано свыше 100 пьес. Изображая
Слайды презентации

Слайд 2 «Беседа любителей русского слова»
На рубеже XVIII-XIX веков в

«Беседа любителей русского слова»		На рубеже XVIII-XIX веков в Петербурге известен был

Петербурге известен был литературный салон Г.Р.Державина.
В этой

литературной среде очень сильно были выражены патриотические настроения. Почти все члены этого кружка увлекались театром. Круг Державина-Львова, переросший потом в общество "Беседа любителей русского слова", был местом, где встречались интереснейшие люди своего времени, объединенные, прежде всего, любовью к своему Отечеству, чувствами возвышенного патриотизма.

Слайд 3 Дом на Фонтанке, недалеко от Измайловского моста, в

Дом на Фонтанке, недалеко от Измайловского моста, в котором Державин принимал

котором Державин принимал членов своего кружка и прожил до

самой смерти.

Слайд 4 Позднее в державинский кружок вошли А. С. Шишков,

Позднее в державинский кружок вошли А. С. Шишков, Д. И. Хвостов,

Д. И. Хвостов, Шаховской, Шихматов. В 1807 году начали

устраиваться литературные субботы, предтечи будущей "Беседы любителей русского слова".

А. С. Шишков

Д. И. Хвостов

С. А. Ширинский-Шихматов


Слайд 5 В русской литературе появились два лагеря: архаисты и

В русской литературе появились два лагеря: архаисты и карамзинисты. К последним

карамзинисты. К последним относились сторонники реформы языка, и они

именовались опасными вольнодумцами. Карамзин намеренно отказывался от церковнославянской лексики в своих произведениях, делая их язык насколько это было возможно максимально приближенным к обиходному. Он ввел в употребление множество неологизмов, которые сегодня прочно прижились в языке (например, слова «достопримечательность», «подозрительность», «промышленность», «ответственность»). За это Карамзина критиковали «шишковисты».

Впрочем, в 1818 году произошло примирение Карамзина с Шишковым, и (при содействии последнего) Карамзин стал членом Российской академии.

Н. М. Карамзин


Слайд 6 Между «карамзинистами» и «шишковистами» началась длительная дискуссия, которая

Между «карамзинистами» и «шишковистами» началась длительная дискуссия, которая вступила в новую,

вступила в новую, более ожесточенную фазу полемики двух идейно-эстетических

позиций после постановки в 1805 г. пьесы «Новый Стерн» А.А.Шаховского. Поддерживая Шишкова, автор пьесы зло пародировал сентиментализм, в частности одного из подражателей Н.М.Карамзина – П.И.Шаликова.

Шаховской Александр Александрович (1777–1846) Драматург, театральный деятель. С 1802 по 1826 г. служил в петербургской дирекции императорских театров и фактически руководил театрами Петербурга. В 1810 г. по предложению Г. Р. Державина был избран в Российскую академию наук.


Слайд 7
Прозаическая комедия «Новый Стерн» (опубл. в 1807

Прозаическая комедия «Новый Стерн» (опубл. в 1807 г.) была впервые

г.) была впервые поставлена на сцене Малого театра в

Петербурге в 1805 г. В пьесе едко высмеивалась «слащавая слезливость» сентименталистов. Написана она в жанре драматической пародии на целое литературное направление, на чувствительные повести и сентиментальные путешествия. Драматург называл сентиментальные произведения «маленькими книжонками... из университетской лавки» (журналы сентиментального направления печатались в Московской университетской типографии). Удар, нанесенный Шаховским, был настолько сильным, что сентименталисты, особенно Шаликов, не могли уже оправиться. Шаликов с горечью сетовал: «Критика Стерна в книгах сноснее, чем Стерн на сцене» («Аглая», 1808, № 1, с. 110). Пьеса сыграла огромную роль в литературной борьбе начала XIX в. и вызвала яростные, долго не умолкавшие споры в печати.

Слайд 8 В «Новом Стерне» осмеянию сентиментализма подчинено все драматическое

В «Новом Стерне» осмеянию сентиментализма подчинено все драматическое действие, все уровни

действие, все уровни текста. В заглавии содержится прямая отсылка

к Лоренсу Стерну, автору знаменитого «Сентиментального путешествия».

Пародийный смысл заложен уже в первой ремарке, открывающей пьесу: «Театр представляет приятное местоположение».

Лоренс Стерн


Слайд 9 В сюжете комедии получила пародийное преломление типичная для

В сюжете комедии получила пародийное преломление типичная для сентиментальной повести и

сентиментальной повести и драмы фабула - любовь дворника к

«поселянке». Шаховской отразил в «Новом Стерне» процесс измельчания тематики сентиментальных произведений. В начале XIX в. литературу заполняют слезливые идиллии, жеманные стишки, распространенный мотив - смерть любимого животного или птички - пародирован Шаховским: граф Пронский оплакивает свою любимицу - английскую собачку Леди, обращаясь к ней с патетическими монологами. Романс Пронского является пародией на сентиментальную лирику. Представления графа о крестьянах, его мечты об уединенной жизни с «интересной пастушкой» - пародия на эклоги и идиллии.

Слайд 10 Комична фигура главного героя, Пронского, сентиментального вояжера.

Комична фигура главного героя, Пронского, сентиментального вояжера. Усилению комедийного эффекта

Усилению комедийного эффекта способствует создание Шаховским ситуаций непонимания (крестьянам

непонятен вычурный слог Пронского, его принимают за иностранца), а также применение параллелизма реплик графа Пронского и его слуги Ипата. Этот прием, традиционный в комедиографии XVIII в., Шаховской впервые применяет в полемических целях. Ипат пародирует сентиментальные словоизлияния своего барина, таким образом создается пародия в пародии. Пронского пародирует также Судьбин (в эпизоде пересказа письма графа к отцу).
Эти приемы позволяют Шаховскому в образной форме выразить свои «претензии» к сентиментальному искусству, продемонстрировать его неестественность, «книжность», оторванность от реальной жизни.

Слайд 11 Речь Пронского насыщена галлицизмами – автор высмеивает

Речь Пронского насыщена галлицизмами – автор высмеивает не прямое использование

не прямое использование французского языка, а заимствования - «засорение»

русского.
В «Новом Стерне» лживость книжной чувствительности вскрывается путем сочетания ее с «русскими ухватками». Пронский говорит слуге: «Послушай, ежели ты осмелишься огрубить слух мой, то я, для чести литературы и сантиментальности, дам тебе почувствовать силу руки моей». Комичность усиливается несоответствием чувствительности и побоев.
В другом месте оказывается, что убивающийся по умершей собачке гр.Пронский непрочь заполнить «пустоту в наших сердцах <..> интересною дочерью здешней мельничихи». В обоих случаях герой ориентируется на литературный сюжет - стернианский или карамзинский.
Граф, пользуясь моделью «Бедной Лизы» Карамзина, строит свое отошение к Маланье. Якобы влюбившись в крестьянку, герой хочет быть ее «гением-спасителем» от «тиранства корыстолюбивых родителей».Однако Маланья не нуждается в этом.



Слайд 12 Пронский, стремясь строить свою жизнь по литературным моделям,

Пронский, стремясь строить свою жизнь по литературным моделям, уходит от жизни

уходит от жизни реальной. Чрезмерная пассивность и неприспособленность к

жизни оказывается главной чертой героя.
Необходимо отметить и намеренную театрализацию Шаховским поведения Пронского. Пронский озвучивает, пространные монологи без слушателя, имеющие сюжет («потерял друга <..> встретил невинное существо <..> я перелистывал «Новую Элоизу» <и т.п.>), автокомментарии («Ах! вздох любви!..»). Появляются даже обращения героя к воображаемой аудитории: «Краснейте все модные красавицы пред этой крестьянкой»

Слайд 13 Таким образом, «Новый Стерн» представляет собой пародию на

Таким образом, «Новый Стерн» представляет собой пародию на целое литературное направление.

целое литературное направление. Драматург подверг резкой критике все жанры

сентиментализма в связи с измельчанием их тематики и снижением художественного достоинства произведений.
Сентиментализм был подвергнут осмеянию, во-первых, как художественная система, далекая от отражения реальной действительности, а во-вторых, как явление, механически перенесенное на русскую почву и потому чуждое русской культуре.

  • Имя файла: prezentatsiya-po-literature-shahovskoy-aa.pptx
  • Количество просмотров: 137
  • Количество скачиваний: 1