Слайд 2
Почему Куликовская битва считается одним из самых
важных событий в истории нашей страны?
Слайд 4
В чем же тогда
значение
Куликовской битвы
Неизгладима
в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле. Но тем не менее эта победа не привела, как ожидалось,
к ликвидации ига Орды.
?
Слайд 5
Тема урока:
«Развитие культуры на Руси во второй половине
XIII — XIV в.»
История России , 6 класс
Слайд 6
Домашнее задание:
Параграф 22
Вопросы и задания на стр.62
.
Рабочая тетрадь №
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 63).
Задание
№3
Слайд 7
План:
1.Начало возрождения культуры в русских землях.
2.Книжное дело,
летописание.
3. Устное народное творчество, литература.
4. Зодчество.
5. Живопись.
Слайд 8
Проблемный вопрос ! (стр. 57)
Как возрождение русских
земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?
Слайд 9
1. Начало возрождения культуры в русских землях.
Слайд 10
Культура народа является частью его истории
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ XIV-XV
ВВ.
Слайд 11
Культура народа является частью его истории
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Слайд 12
Перечислите факторы развития культуры, используя текст учебника, стр.57
Задание
1. – р.т., стр.93
Слайд 13
Начало возрождения культуры в русских землях.
Батыево нашествие нанесло
большой урон русской культуре.
Подумайте, какой?
Слайд 15
2. Книжное дело, летописание.
Книги продолжали писать
вручную.
С середины XIV века на Русь пришёл
из Европы новый материал — бумага.
Изменился тип письма. Если раньше господствовал устав, то теперь появился полуустав. Буквы стали мельче, потеряли чёткую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым.
Слайд 16
Со второй половины XIV в. ведущее место в
летописании перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории
Москвы, проводилась идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал «Русский хронограф».
Летописи
Слайд 17
3. Устное народное творчество, литература.
Слайд 18
ЭПОС – совокупность произведений народного творчества
Устное народное творчество,
литература.
Владимир Красное Солнышко
Монгольское нашествие и сложные отношения русской земли
с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы.
Слайд 19
Оформился новый жанр устного народного творчества – исторические
песни
Устное народное творчество, литература.
Авдотья Рязаночка
Восстание в Твери 1327 г.
Слайд 20
Устное народное творчество, литература.
Наиболее распространенный жанр
русской литературы XIII-XIV вв. – воинская повесть.
«Повесть
о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывают о гибели княжеств, отчаянной борьбы с жестокими завоевателями.
Слайд 21
Героями этих сочинений становились личности, чья жизнь
оказалась связана с эпохальными событиями в истории Руси. Многих
из них Церковь причисляла к лику святых. «Житие святого Александра Невского» рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, о его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая.
Жития — это церковные сочинения о выдающихся русских людях — князьях, деятелях Церкви.
Слайд 22
Продолжали создавать жития святых.
«Житие Михаила Тверского»
Устное народное творчество, литература.
Памятник Михаилу Ярославичу
Смерть Михаила
Тверского
Слайд 23
В «Повести о жизни и трагической смерти тверского
князя Михаила Ярославича» дается высокая оценка жизненного подвига князя.
Жития,
сказания и «хождения»
Слайд 24
Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского»,
написанное его учеником. Со страниц сочинения встает образ высоконравственного,
трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье — вершить благие дела и трудиться во имя благополучия родной земли.
Жития, сказания и «хождения»
Слайд 25
Софроний Рязанец, автор «Задонщины», повествует о нашествии Мамая
на Русскую землю, о подготовке Дмитрия Донского к отпору
врагу, о сборах рати, о ходе и результатах Куликовской битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом. Недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве».
Жития, сказания и «хождения»
Сказания — истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны
Слайд 26
Сказание «О нашествии хана Тохтамыша на Москву» воссоздает
события, потрясшие Русь после блестящей победы на Куликовом поле.
В сожженной и разграбленной Москве, пишет автор, были плач, и рыдания, и вопль мног, и слезы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет.
Жития, сказания и «хождения»
Слайд 27
Евпатий Коловрат
Не только печаль наполняла эти
произведения.
В них слышался и страстный призыв
к борьбе.
Так, из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём о храбром герое Евпатии Коловрате, громившем врагов.
Устное народное творчество, литература.
Слайд 28
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, в котором
он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока,
где он жил в 1468 — 1474 гг.
Сказочным раем представлялась русским людям Индия. Но как туда добраться, никто не знал. Афанасий первым из русских людей проделал грандиозный путь от тверской пристани на Волге до Калькутты.
Жития, сказания и «хождения»
Хождения — сочинения о дальних путешествиях
Слайд 30
4. Зодчество
Каменное зодчество на Руси
возродилось только в конце XIII века.
Раньше
всего начали возводить каменные здания в Новгороде.
Храмы были строги, просты по форме, лишены пышных украшений.
В основном это небольшие одноглавые церкви, такие, как новгородские церкви Николы на Липне и Спаса Преображения на Ильине улице.
Церковь Николы на Липне, 1292 г.
Слайд 31
Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных
бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по
размеру, имеют мощные стены
с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными.
Зодчество
Церковь Спаса на Ковалеве.
Новгород. 1345 г.
Слайд 32
4. Зодчество
Церковь Спаса Преображения
на Ильине улице,
1374 г.
Церковь Федора Стратилата,
1360-1361 гг.
Слайд 33
Церковь Фёдора Стратилата- пример совершенных пропорций
XIVвек- новый стиль
в архитектуре Новгорода: нарядное
внешнее убранство храмов
Слайд 34
Во второй половине XIV в. возвращается стремление
к декоративности.
Церковь
Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану),
фасад расчленен лопатками,
по апсиде спущены валики.
Зодчество
Церковь Федора Стратилата
на Ручью. Новгород.
1360-1361 гг.
Слайд 35
Церковь Спаса на Ильине улице
Расписана в 1378 г.
Ф.Греком.
Фасад украшен декоративными
нишами с фресковыми росписями.
Слайд 36
Церковь Иоанна Лествичника, 1329 г.
В XIV веке начинается
каменное строительство в новых городских центрах Северо-Восточной Руси: в
Твери, Москве, Коломне.
Церковь Спаса на Бору, 1330 г.
Слайд 37
В конце XIII в. на Руси началось строительство
первых каменных храмов. Они возводились в Новгороде и Твери.
Строились Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшалась белокаменными храмами.
Зодчество
Слайд 38
Одними из древнейших из дошедших до наших дней
памятников московского зодчества- Успенский собор в Звенигороде, и собор
Спасо-Андроникова монастыря
Зодчество
Слайд 39
Белокаменный кремль в Москве, 1367 г.
Слайд 40
Возводились новые жилые дома и каменные крепости. Их
строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика.
На границах с крестоносцами — в Изборске и Копорье, на границе со шведами — в Орешке.
Зодчество
Изборск
Копорье
Орешек
Слайд 41
Псков. Изборская крепость
Построена в 1330г.
Одно из крупных
военных
сооружений Руси.
Слайд 42
Стены Изборской крепости, XIV в.
Слайд 43
Каменное строительство
в Москве в XIV веке
Слайд 45
Успенский собор
Московского Кремля
Построен в 1479 г.
А. Фиорованти.
Собор предназначался
для торжественных служб.
«Была же та церковь чудна
очень величеством и высотою, и светлостию, и звоностию,
и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской
церкви»
Слайд 46
Архангельский собор
Московского Кремля
(1505-1509)
Усыпальница русских царей
Слайд 47
Грановитая палата
Построена Марко Руффо
и Пьетро Антонио Солари.
Снаружи выложена
гранёными плитами.
С трёх сторон прорезаны
парные окна. Венчает
здание
четырёхскатная крыша.
Парадность зданию
Придавала трёхмаршевая
лестница вдоль южной стены.
Слайд 48
Внутренний вид Грановитой палаты
Палата служила
парадным залом.
Здесь проходили
приёмы послов,
государственные
совещания,
Торжественные
церемонии.
Слайд 50
5. Живопись
XIV в. – начало
расцвета русской живописи
Известным живописцем того времени был
Феофан Грек.
Феофан Грек, приехавший из Византии, в конце XIV века работал в Новгороде и Москве.
Он писал иконы
Расписывал стены храмов.
Ему принадлежат интереснейшие книжные иллюстрации.
Феофан Грек
Слайд 51
Феофан Грек
(ок.1337-1405 г.г.)
Родился в Византии.
На Русь приехал
в 70-х годах
XIVвека.
Сначала работал в Новгороде,
а потом
в Москве.
Ф.Грека отличала смелая
живописная манера, интерес
к характеру, внутреннему миру
человека.
Слайд 52
«Святая Троица»
Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения
на Ильине улице в Новгороде
Слайд 53
Роспись предела церкви Спаса
Летопись сообщает о том,
Что в
1378г. Ф.Грек расписал церковь
Спаса на Ильине В Новгороде
Изображение Христа
на куполе.
Ф.Грек представил его суровым,
строгим, беспощадным, но не
холодным и отрешенным,
а пристрастным судьёй,
вершителем рода
человеческого.
Слайд 55
«Преображение»
«Богоматерь Донская»
Иконы Феофана Грека
Слайд 56
Иконостас
Со времён Феофана Грека сложилась форма русского
иконостаса — перегородки с иконами, отделяющей в храме алтарь
от церковного зала, где находятся верующие.
Слайд 57
Андрей Рублёв
А.Рублёв родился ок.1360г.
Монах Троице-Сергиева монастыря.
Расписывал стены
Благовещенского
собора в Московском Кремле
вместе с Ф.Греком и
Прохором из Городца.