Слайд 2
С раннего детства мы помним русскую народную сказку
о красавице Крупеничке….
У одного князя была дочь, которую
по прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он ее непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далеких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла ее в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила ее в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так появилась на Руси гречиха.
Слайд 3
Гречиха - одна из самых капризных культур, произрастающая
в южных областях России. Но при бережном отношении она
воздает сполна за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян было особое отношение к гречихе.
Гречиху сеяли 26 июня (13 июня по старому стилю), на Акулинов день. Этот день по народному календарю так и назывался - Акулина Гречишница. Сев гречихи сопровождался обрядом, символизирующим трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи.
Слайд 4
После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборной крупой
нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего
сева в красном углу избы рядом с иконами, верили, что только тогда следующий год будет сытным и достаточным. Куклу любовно звали Крупеничкой.
В основе куклы - маленькая киса с гречей (в старину кисой называли кожаный или холщовый мешок с круглым дном для хранения сыпучих продуктов, горловина которого затягивалась веревочной петлей). Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм южных областей России. К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены или искажены. Мешочек стали зашивать наглухо. Для его наполнения использовали пшено, горох и другие основные сельскохозяйственные культуры.
Слайд 5
В связи с этим появились и другие имена
Крупенички: Зерновушка, Горошинка. Среди первых кукол деревенских детей начала XX
века часто встречаются куклы, набитые горохом или бобами. По качеству исполнения и скудости оформления их нельзя отнести к обрядово-культовым куклам, которые выполнялись очень тщательно, особенно в деталях наряда.
Слайд 6
Кукла всегда очень крепкая, полная, «упитанная», олицетворяет хорошую
, сытную жизнь в достатке. Раньше, по ее виду
могли судить, как семье живется- сытно ли, не голодают ли: если куколка полная, то и в семье сытость. Если же наступали для семьи тяжелые времена, то куколку разбирали и могли брать зерно, крупу, чтоб накормить семью. Тогда куколка «худела». Если же все было в порядке в семье, то кукла и тогда могла послужить : она давала свои зерна для первого посева. Кукла делается и дарится с пожеланиями достатка, сытной , безбедной жизни. Она также является оберегом для хозяйки дома, на хозяйственность, является её помощницей. Стоит она обычно, на кухне, на уровне глаз, «следит» за хозяйкой, «помогает ей». А та «советуется» с ней, »просит подсказки».
Вообще то, владелец куколки всегда сам может установить те отношения с ней, которые посчитает нужным. Одна хозяйка о поговорит со своей куколкой, и «пожалуется» , и «помощи попросит», веря в то, что это кукла наделена таким качеством- быть помощницей. А если не верит женщина в эту силу куклы, то и стоит она у неё просто как красивый, модный аксессуар на кухне, пыль собирать.