Слайд 2
Если ученик не научится в школе сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений. Л. Н. Толстой
Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа.
Л.Н. Толстой
Слайд 3
Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:
1.Отказ от шаблона в организации урока.
2. Максимальное вовлечение учащихся
в активную деятельность на занятии.
3.Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4.Поддержка альтернативности, множественности мнений. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
5.«Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 6.Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).
Слайд 4
Нетрадиционные уроки
1.Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс,
урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра, урок- ролевая
игра, урок-кроссворд, урок-викторина).
2.Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок - парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).
3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы ( урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок — мозговая атака).
4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок — заседание учебного совета, урок — патентного бюро). Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок — заочная экскурсия, урок — литературная прогулка, урок — литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).
5.Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок — подарок).
6.Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).
7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).
Слайд 5
Творческое мышление
Дивергентное, «направленное в разные стороны»
1897-1987
Слайд 7
Называл это мышление «интуитивным»
Слайд 8
Исследуя данную проблему, многие ученые приходят к выводу,
что необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся, стимулировать развитие творческого
потенциала личности ребенка, создав условия, способствующих развитию творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы как путь духовного становления личности.
Слайд 9
Формы и методы развития творческого мышления
1.Систематически, целенаправленно развивать
у студентов подвижность и гибкость мышления.
2.Стимулировать процессы переключения,
поисковой активности.
3. Учить студентов рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.
4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Слайд 10
Мотивация студенческой деятельности
- Почему тема звучит
таким образом?
- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем
занятие?
Какие задачи вы ставите перед собой?
Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?
(самостоятельная формулировка целей и задач урока).
Слайд 11
Учебно-педагогической игра - это групповое упражнение для усвоения
программной темы в искусственно созданных условиях, которые имитируют возможную
обстановку из будущей трудовой жизни студентов. Игра ускоряет и оживляет многие педагогические процессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся, в мыслительную деятельность включаются такие обычно незадействованные факторы, как воображение, эмоции.
Слайд 12
«Продолжить цепочку»
Летом на улице я встретила человека,
одетого в пальто.
1-ый: В пальто, кстати, зимнем.
2-ой: В зимнем,
но цветастом.
3-ий: Цветастом, как летний луг.
4-ый: Луг, расположенный недалеко от колледжа.
5-ый: А колледж, конечно, культуры!
6-ой: В котором, между прочим, учимся мы!
7-ой: Мы, слушатели курсов профессиональной переподготовки!
«Правда - неправда»
1)Правда ли, что
в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения?
2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда?
3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения?
4)Можно ли утверждать, что в предложении «Андрей бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется?
5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову?
6)Какой осложняющий компонент в предложении « Роман Чернов, студент 4-го курса, уехал на соревнования?
7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами?
8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?
Слайд 14
Литературное творчество – это возможность познания студента через
эмоциональную наполненность и образность его художественной речи
Эффективных методов развития
творческого мышления- сочинение, эссе.
На уроках литературы читаю какой-нибудь отрывок из художественного произведения и предлагаю написать мини-сочинение, в котором каждый может высказать своё мнение.
Темы сочинений: «Для меня жизнь-это танец!», «Нет русского слова чудесней» , «Мой любимый герой», «Моё увлечение», «Тема любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна», «Духовные искания Григория Мелехова».
Слайд 15
Интеллектуальная разминка
«Назови средство выразительной речи»
1.Быть знаменитым некрасиво.
Не
это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества
– самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
2.Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков, лопух.
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Ключевые концептуальные идеи
1. Творческое мышление, творческие способности
(креативность) необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов;
2. Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления;
3. Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности студента;
Слайд 17
4. Целесообразно рассматривать проявления креативности не в
контексте вида деятельности, а как наличие у студента определенных
личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности;
5. Если мы ставим задачу развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие студенту найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б.Богоявленская);
6. Специальные творческие задания на развитие творческого мышления, исследовательская деятельность, деятельность по развитию специальных способностей (гуманитарных) – все это способствует реализации творческого потенциала студента.
Слайд 18
Рекомендации педагогам
1. Самому быть творческим. Ведь нетворческая личность
сформировать творца не может.
2.Заражать детей своей любовью к
творчеству.
3.Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
4.Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у студента не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).
5.Всячески поддерживать самостоятельность студента