Слайд 2
Задание
Продолжаем знакомство с романтизмом. Изучаем творчество Уильяма Тёрнера.
Записать в тетрадь основные черты романтизма; Кто такой Дж.
У. Тернер? несколько работ художника с названием. (Каждый слайд презентации записывать не надо!)
Проанализировать одну из работ – Памятка «Как анализировать художественное произведении» будет в конце презентации.
Слайд 3
РОМАНТИЗМ
Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках,
представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический
прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века — первой половины 19 века.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины.
Слайд 4
РОМАНТИЗМ
Его основные черты - динамичность композиции, объёмная
пространственность, насыщенный колорит, светотень.
В изобразительном искусстве Романтизм наиболее
ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре.
В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.
Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.
Слайд 5
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
Британский живописец, мастер романтического пейзажа,
акварелист, гравер и предшественник французских импрессионистов родился в конце
апреля — начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден.
Отец художника был мастером по изготовлению париков, а затем открыл цирюльню, поэтому сын получил самое элементарное образование и помогал отцу в его ремесле.
В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Именно здесь он проявил интерес к изобразительному искусству.
Слайд 6
Период в творчестве:
до 1805 г., находится под влиянием
Вильсона и голландских мастеров, а затем является удачным подражателем
Кл. Лоррена и Пуссена в области идеалистического пейзажа.
Его задачей было достигнуть ясности в композиции, рельефности с помощью контраста между светом и тенями, прозрачности воздуха и законченности исполнения.
К этому 1 периоду относятся его картины: "Кораблекрушение" (1805), "Основание Карфагена" (1815), "Восход солнца в тумане" (1807), "Язон", "Аполлон и змей Пифон" (1814), "Разрушение Карфагена" (1817) и др.
Кораблекрушение, 1805 г.
Слайд 7
Напряженный драматизм характерен и для написанного в 1805
г. "Кораблекрушения", уже полностью пронизанного духом романтизма. Величие и
грандиозный масштаб происходящего подчеркнуты резким цветовым контрастом темного и светлого, холодного (изумрудные отливы темного моря) и горячего (красные и желтые пятна, изображающие человеческие фигуры).
Слайд 8
"Восход солнца в тумане" (1807)
Слайд 9
"Основание Карфагена" (1815)
Слайд 10
Однажды буря пригнала корабли Энея к Карфагену, где
правила молодая и прекрасная царица Дидона. Они полюбили друг
друга, но по воле богов Эней должен был навсегда уехать. Дидона не пережила разлуки и пронзила себе сердце мечом.
Дидона и Эней
Слайд 11
После учёбы в школе в конце 1780-х он
поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов,
в том числе у Томаса Малтона.
В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. Он оказал значительное влияние на Тёрнера.
Художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве.
Ледник и источник в Авероне, 1803 г.
Слайд 12
Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера
экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств.
Первая картина маслом,
которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии, а с 1791 года он работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
В ряде пейзажей Тернер, отходя от условной классицистической композиции, обращается к непосредственному отображению природы
Мол в Кале
Слайд 13
Картина «Мол в Кале»
В этом шедевре Тёрнера явь
сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших его
картин. В работе отразились впечатления, связанные с прибытием художника во Францию во время его первого путешествия за границу.
Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, из-за чего не мог пришвартоваться в Кале. Сгоравший от желания как можно скорее оказаться на суше, Тёрнер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией.
Путешественник позже записал в своем дневнике: "Мы все же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом".
Тёрнер всегда стремился к тому, чтобы как можно реалистичнее передать на картине происходящее. На полотне великолепно изображены пенящиеся волны, рвущие паруса порывы ветра, развевающиеся одежды людей, стоящих на причале. А бурное море и небо, с пробивающимися то тут, то там сквозь тучи лучами солнечного света, заставляют вспомнить о более поздних работах художника. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом Тёрнера.
Слайд 14
1. Фигуры пассажиров, испуганно сгрудившихся на палубе английского
корабля, подчеркивают, насколько опасной была перправа через Ла-Манш во
времена Тёрнера
2. Торговки рыбой спокойно сортируют свой товар, не обращая никакого внимания на то, что происходит вокруг.
3. Лодка под белым парусом присутствует в альбоме с зарисовками, сделанными художником во Франции.
4. Юмористическая деталь, редкая для Тёрнера (вообще-то, не склонного к смеху), - мужчина, держащий в руке бутылку с вином, спорит о чем-то с женщиной, будто грозные декорации не представляют собой ничего необычного.
Слайд 15
Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников.
Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая
своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. А спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена» Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с этой картиной.
Дидона, основательница Карфагена
Слайд 16
«Извержение Везувия»
Это непросто вымышленный пейзаж, навеянный печально известным
историческим событием. Представленное полотно – это душевный отклик, личное
отношение художника, его переживания.
Вся драматургия работы построена на удивительном цветовом контрасте коричневого, тёмно-красного и ярких белых вспышек смертоносной силы, озаряющих небо столбом пепла и лавы.
Ошеломительное впечатление усиливает водная гладь, которая словно «удваивает» эффект, отражая всполохи, вырывающиеся из жерла рокового вулкана.
К сожалению, чопорная английская публика не оценила работу Уильяма Тёрнера – англичанам был более симпатичен сентиментализм и приглаженные бытовые сценки, а живопись мастера вызвала раздражение и негодование
Слайд 18
С 1820 г., после поездки художника в
Италию он становится поклонником полного света, избегает сильных теней,
пристращается к чистым и ярким тонам; в то же время его кисть делается более широкой и свободной. Как на лучшие его работы в этой второй манере, можно указать на "Байский залив" (1827) и на "Улисса, осмеивающего Полифема" (1829).
Слайд 20
После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков
и набросков, и материалы из походных альбомов часто служили
ему основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне.
Маодёры - морское побережье Нортамберленда, 1834 г.
Слайд 21
Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику и к началу
XIX века в своих акварелях он достигает силы и
выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его восторг и бессилие перед огромным окружающим миром.
Вид Большого канала в Венеции
Гора Риги: вид на Люцернское озеро на восходе
Слайд 22
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию,
и после возвращения из этой страны его живопись стала
более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Бурное море с обломками кораблекрушения, 1833-1835 г.
Слайд 23
С середины 1840-х гг. Дж.Тёрнер переживает творческих кризис,
выразившийся в утрате драматического напряжения и цветовых контрастов.
Используя
акварель, он пишет венецианские ландшафты и тихие швейцарские городки, в изображении которых исчезает различие тона по светосиле, появляются размытые формы и не гармонирующие друг с другом цвета.
Его взгляд утрачивает зоркость пристального наблюдателя, а пейзажи начинают напоминать ускользающие миражи.
"Похороны в море". 1842 г.
«Замок Норэм. Восход». 1845
Слайд 25
Вклад в искусство
Импрессионисты высоко ценили творчество Дж.Тёрнера, проявляя
особый интерес к его светотеневым эффектам, богатству цветовых рефлексов
в написании белого, мотивам снежной погоды и моря, хотя сам тип "пейзажа-катастрофы", характерный для большинства его работ, оставался им чужд.
Художники-импрессионисты пристально изучали наследие английского живописца и вдохновлялись им.
Он стоял на пороге наступавшей эпохи современной живописи, для которой Тёрнер был одним из последних мастеров прошлого и первым среди современных художников.