Слайд 2
Я услышала о старинной китайской игре - головоломке
танграм. Меня очень заинтересовала эта игра. И захотелось, как
можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры.
Слайд 3
Цель. Учить детей составлять из геометрических фигур животных,
птиц, людей, архитектурные строения и т.д.
Задачи. Строить простейшие
фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник , по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания , наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в совместной деятельности.
Актуальность.
Головоломки – игрушки на все времена.
До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию.
Слайд 5
Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то
он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и
развивает мышление, воображение, зрительную память.
Слайд 6
ТАНГРАМ
Танграм – в переводе с китайского
языка обозначает «семь дощечек мастерства», а ещё её называют
картонной головоломкой.
Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода и т. д.).Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Слайд 7
История происхождения
Две с половиной тысячи лет тому назад
у немолодого императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик
рос здоровым и сообразительным, однако будущий властелин не хотел учиться. Император призвал к себе трёх мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начало математики, научился смотреть на мир глазами художника, стал бы терпеливым как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали игру « Ши – Чао – Тю» - квадрат разрезанный на 7 частей. Позднее игру – головоломку завезли в Америку китайские моряки, а из Америки она уже попала в Европу, где получила название « Танграм» ( тан –китаец, грам – буква).
Слайд 8
Педагогическое значение игры "Танграм"
Игра способствует развитию у детей
умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления,
воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд 9
Правила игры
В каждую собранную фигуру должны входить все
семь элементов.
При составлении фигур элементы не должны налегать друг
на друга.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
Слайд 10
Изготовление танграма
Для изготовления танграм возьмите плотный
картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так,
чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур.Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.
Слайд 11
Применение танграма
Танграм может применяться на занятиях математики .
Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например,
из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детальки, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
«Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом, величиной»);
– «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);
– «Раздели фигуры на группы»;
– «Найди похожие фигуры»;
– «Что на что похоже?».
Слайд 12
Использовать "Танграм" можно в развития речи. Дети слушая
сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор
конструктора
Слайд 13
В результате упражнений и заданий к этой игре
ребёнок
научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические
фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Кроме того, для малышей игра « Танграм» станет ещё и пальчиковым тренажером.
Слайд 14
Заключение
Исследовав практическое применение «Танграма», я пришла к выводу,
что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата,
можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов ,а также дети слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу. Эта головоломка развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.
Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!
Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»