Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Урок-анализ стихотворения С. Есенина Не бродить, не мять в кустах багряных...

Содержание

Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»2. Найти в тексте
УРОК-АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ С.ЕСЕНИНА «НЕ БРОДИТЬ НЕ МЯТЬ Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но Эпиграф:Эпиграф:Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который Ход у р о к а I.Словарная работа.На доске слова: бурьян, конопля, II. Чтение стихотворенияНе бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не В тихий час, когда заря на крыше, Как котёнок, моет лапкой рот, III. Беседа по вопросам:1.	Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и 3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?  («Имя тонкое», то есть 5.	Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)6.	Какие изобразительно-выразительные средства встречаются 7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.) - 8.	Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные к Вывод по восьмому вопросу. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. [с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).Это не случайно: Имя тонкое растаяло, как звук.- Как 10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?(Стихотворение овеяно лёгкой грустью. IV. Подведение итогов.Это стихотворение - яркий пример того, как в лирике С. V. Домашнее заданиеПисьменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах багряных...». ЛитератураЕсенин С. Полное собрание сочинений: В 7 т. Т. 2, 6. М.: Наука- Голос, 1999.
Слайды презентации

Слайд 2 Предварительное задание:
1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не

Предварительное задание: 1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять

бродить, не мять в кустах багряных...»
2. Найти в тексте

стихотворения изобразительно-выразительные средства.


Предварительное задание:
1. Прочитать стихотворение С. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных...»
2. Найти в тексте стихотворения изобразительно-выразительные средства.


Слайд 3 Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий

Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности,

по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина;

обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)


Цели урока: ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии Есенина; обучить анализу стихотворения; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворении С. Есенина. (Связь с эпиграфом.)


Слайд 4 Эпиграф:

Эпиграф:
Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание.

Эпиграф:Эпиграф:Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет,

Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его

стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не про­сто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

Кошечкин


Слайд 5 Ход у р о к а
I.Словарная работа.
На

Ход у р о к а I.Словарная работа.На доске слова: бурьян,

доске слова: бурьян, конопля, мимоза, лебеда, роза, овёс.
1.Распределите слова

на две группы: 1) слова, соответствующие представлению о красивом и нежном и 2) слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.
2.Прочитайте стихотворение С. Есенина и ответьте на вопрос, сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овёс»?

Слайд 6 II. Чтение стихотворения
Не бродить, не мять в кустах

II. Чтение стихотворенияНе бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и

багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос

твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но осталось в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.

Слайд 7 В тихий час, когда заря на крыше,
Как

В тихий час, когда заря на крыше, Как котёнок, моет лапкой

котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я

слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи –
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Слайд 8 III. Беседа по вопросам:
1. Сохраняется ли в произведении привычное

III. Беседа по вопросам:1.	Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда»

восприятие слов «лебеда» и «овёс»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придаёт

им эмоциональную окрашенность.)
2. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
(В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.)

Слайд 9 3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое»,

3.Какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»? («Имя тонкое», то есть

то есть имя неотделимо от юной красавицы, стройной и

тонкой. Этот, эпитет связан со сравнением «как звук».)
4. О чём это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением кра­соты, одухотворением предметов...»)

Слайд 10 5. Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?
(Изобилие изобразительно-выразительных

5.	Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?(Изобилие изобразительно-выразительных средств.)6.	Какие изобразительно-выразительные средства

средств.)
6. Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы

и т. д. Приведите примеры. Проверка домашнего задания.)
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевом сближает стихотворение с песней.

Слайд 11 7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна

7.Найдите слова, обозначающие цвет. (Багряный, алый, розовый - одна цветовая гамма.)

цветовая гамма.)
- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются

от тёмного к светлому: сначала- багряные (тёмно-красные) кусты, в которых затерялся её след, потом алый (ярко-красный) сок ягоды на её коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа...
А потом, когда «она» уже «отосниласъ», заря неизбежно вы­зывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветового эпитета нет, но есть намёк: «тихий час», А в «тихий час» заря - розовая.)

Слайд 12 8. Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите

8.	Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты, обращенные

эпитеты, обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; её имя -

тонкое, волосы - ов­сяные, руки - невинные.)
На всём, что связано с ней - нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит тёплый отсвет. И в то же время это свет его души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли...
Цвет волос ее - «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причём «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока)


Слайд 13 Вывод по восьмому вопросу.
Таким образом, цветовые эпитеты

Вывод по восьмому вопросу. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных

исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино

дорогие сердцу образы.
9. Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

Слайд 14 [с - с'] [н - н'] - аллитерация

[с - с'] [н - н'] - аллитерация (повторение согласных).Это не

(повторение согласных).
Это не случайно: такая тональность обусловлена звуковой основой

слова овсяный - это и определило зрительно-звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями в нашем сознании связан шелест с лёгким посвистом [с]. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность первой строфы, создаваемая обилием созвучий, словно превращает эту часть произведения в увертюру, в которой уже намечается музыкальная тема утончённого в своём лиризме женского образа.
[с] постепенно ослабевает и переходит в третьей строфе в [з]: зёрна завяли. Начинает казаться, что звукопись подготавливает возникновение [з] слова звук:

Слайд 15 Имя тонкое

Имя тонкое растаяло, как звук.- Как же упомянутый

растаяло, как звук.
- Как же упомянутый звук начинает«действовать»?

Слышу, говор, поющих.
То есть слово «звук» включается в состав лирического «исповедания». И это подготавливает появление словообраза «ты песня».
Ввод по девятому вопросу. Так совершилось звуковое воплощение образа произведения – образа юной красавицы.

Слайд 16 10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты

10. Каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?(Стихотворение овеяно лёгкой

навсегда»?
(Стихотворение овеяно лёгкой грустью. Это грусть прощания то ли

с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы.)
11. В каких строках выражается лирический мотив прощания?
Заканчивается ли стихотворение прощанием?
(Стихотворение не заканчивается прощанием, потому что память сердца воскрешает всё. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечёркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с её первым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)



Слайд 17 IV. Подведение итогов.
Это стихотворение - яркий пример того,

IV. Подведение итогов.Это стихотворение - яркий пример того, как в лирике

как в лирике С. Есенина сливаются воедино три самые

важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь. Это стихотворение - демонстрация чуткого восприятия самим поэтом красоты. Ведь только восприимчивому сердцу подвластно увидеть красивое, ценить красоту.

Слайд 18 V. Домашнее задание
Письменный анализ стихотворения «Не бродить, не

V. Домашнее заданиеПисьменный анализ стихотворения «Не бродить, не мять в кустах

мять в кустах багряных...». (Можно проанализировать другое стихотворение -

по выбору учащегося.)

  • Имя файла: urok-analiz-stihotvoreniya-s-esenina-ne-brodit-ne-myat-v-kustah-bagryanyh.pptx
  • Количество просмотров: 169
  • Количество скачиваний: 0