Слайд 2
Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на
размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место
оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский
Слайд 3
Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в
1822 году. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве
автора, оно становится эталоном русского романтизма. Посвящено оно Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог, так как их связывали родственные узы. Любовь к Марии и боль от того, что они не могут быть вместе, отразилась на всём творчестве поэта
Слайд 4
Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия - (греч.
elegeia < от elegos - жалобная песня): стихотворение эмоционального
содержания, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, чаще неразделенная, жизнь и смерть. Все это характерно для стихотворения «Море»
Слайд 5
У этого жанра есть свои особенности: средний объем
произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность.
Жуковский пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма.
Размер стихотворения «Море» —амфибрахий.
Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью
Слайд 6
Основной темой стихотворения является море. И не просто
его широкие просторы, а вся сила и мощь, красота
и величие. В этом стихотворении Жуковский показывает нам море в разных состояниях – во время штиля, когда морская вода тиха и бездвижна и во время бури – когда огромные волны захлестывают друг друга. Образ моря автор олицетворяет, наделяет жизнью и чувствами. Он пытается разгадать тайны морских глубин, но они безмолвны. Постоянное движение морской воды, смены морских картин – все это передает жизнь, тревогу моря, которое так интересует и увлекает автора
Слайд 7
Лирический сюжет элегии «Море» Жуковского имеет свои этапы.
Сначала поэт рисует обычное море, безмолвное и лазурное, которым
любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью». Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но расставание неизбежно, и с этим приходится смириться. Звучат печальные нотки. Поэт пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади
Слайд 8
Композиция. Море перед нами рисуется в трех своих
состояниях:
спокойствие морской глади, безмолвное море.
состояние в бурю.
после бури, обманчивый покой.
Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. За счет композиции поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер. Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла – показать, что даже стихия не может быть полностью свободной
Слайд 9
В первой части стихотворения царит спокойствие, умиротворенность и
безмятежность. Никто не мешает морю любоваться небом, его утренним
и вечерним преображением. Взаимоотношение двух образов очевидно. Жуковский «Море» написал с целью передать единение возвышенного и земного состояний человека. Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно
И.К. Айвазовский 1889. Море спокойное,
безмятежное. В присутствии чистого неба
и море бывает чисто
Слайд 10
Работа с текстом. Заполнение таблицы
Слайд 11
Работа с текстом. Заполнение таблицы
Слайд 12
Вторая часть – состояние моря в тот момент,
когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря.
И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств
.
И.К. Айвазовский «Гроза», 1889г. Море в бурю… «Темные тучи» пытаются отнять у моря небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу»
Слайд 13
Работа с текстом. Заполнение таблицы
Слайд 14
Третья часть – море после бури. Тучи уходят,
но оно долго не может успокоиться от охвативших его
чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво:
тучи разошлись, вернув небу прежний безмятежный вид, море тоже успокоилось, но только внешне, внутри у него все бурлит и кипит. Стихия пребывает в смятении, боится вновь потерять своего друга, боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него.
В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти
И.К. Айвазовский. 1889г. Море после бури. Изначальной гармонии не происходит, потому что все пронизано страхом перед тем,
что буря может повториться
Слайд 15
Работа с текстом. Заполнение таблицы
Слайд 16
Еще один образ, который имеет важное значение в
стихотворение – это образ неба.
Оно соединяется с морем,
на линии горизонта они объединяются и становятся родственными, тянутся друг к другу. Поэт уделяет внимание двум прекрасным образам. Он считает небо совершенно свободным, не зависящим ни от чего и ни от кого.
А вот море вынуждено находится в рамках земной неволи и зависеть
от такого безграничного неба
Слайд 17
Работа с текстом. Заполнение таблицы
Слайд 18
Символы в стихотворении «Море»:
Небо - символ покоя,
безмятежности.
Море - символизирует человеческую душу, стремящуюся достичь идеала.
Буря
– это земные испытания, тревоги.
Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, зависимо
от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой.
Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом
«Девятый вал» — самая известная картина И.К. Айвазовского. Небесная и морская стихия. Художник воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего.
Слайд 19
В элегии «Море» автором поднимаются вечные темы, жизненные
и понятные многим:
Тема любви. Близкая Жуковскому тема любви обретает
новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам.
Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский.
Тема борьбы. Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы. Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо.
Тема одиночества. Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Слайд 20
Художественные средства. Несмотря на небольшой размер, лирическое
произведение насыщено художественными средствами выразительности:
эпитеты концентрируют внимание на
противоположности моря и туч, мглы,
аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой,
метафоры – это символические образы,
прием рефрена поддерживает ритм,
риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование,
тропы способствуют созданию исключительных авторских образов.
Благодаря художественным приемам, В.А. Жуковским создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.