Слайд 2
Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году на
Украине в семье судебного чиновника.
Родители его высоко чтили
и культивировали в детях понятие долга и чести. Отца неизменно сопровождала слава “судьи праведного”.
Впоследствии Короленко сам столкнется с законом в роли подсудимого и поймет, что для соблюдения законности нужны большое мужество и стойкость.
Слайд 3
Студенческие годы Короленко приходились на начало 70-ых годов.
Сначала он учился в Санкт-Петербургском Технологическом институте, затем поступил
в Московскую Петровскую Сельскохозяйственную Академию. Призыв слиться с народом и распространять там социалистические идеи привлекал Короленко.
Слайд 4
Его аналитический ум, который идеально сочетался с его
деятельным и импульсивным характером, побуждал его к неустанному поиску
истины, и, как ему казалось, эта истина была в народе.
Впервые Короленко сблизился с народом в годы своей первой ссылки в Волгородскую губернию, куда он попал за организацию и проведение нелегальных сходок в Петровской академии.
Слайд 5
Первая ссылка была недолгой. В результате хлопот многих
друзей ему разрешили переселиться в Кронштадт, где проживала его
семья, а вскоре он переехал в Петербург, где стал готовиться, так сказать, к хождению в народ, ради чего начал обучаться сапожному ремеслу. Но его идеи по просвещению крестьян в деревне не увенчались успехом, так как в 1879 году усилились репрессии и террор народников. Короленко вновь был арестован и отныне стал “бесповоротно подозрительным“.
Слайд 6
В то же время личность Короленко вызывает интерес
у его соседей: они приходят к нему за советом,
доверяют ему свои проблемы и просто любят его. В результате его высылают еще дальше на север Вятской губернии в Березовские починки (как он в последствии узнал — за попытку к бегству). Затем Короленко попадает в Сибирь за отказ присягнуть Александру III и близко сталкивается с якутами. Он убеждается, что их быт, их образ мыслей и нужды далеки от того, что ищут народники в крестьянских душах.
Слайд 7
Короленко считал терроризм явлением, противным человеческой природе. Один
из его друзей, в то время, когда Короленко мучился,
присягать или не присягать, подшучивал, что если бы он присягнул, он обязательно бы стал террористом. Но это противоречило ему самому, его природе, его ходу мыслей и совести.
В то время, когда он ждал ареста после отказа присягнуть, ему представилась возможность побега, но он ею не воспользовался, как и раньше в Глазове.
Слайд 8
Как мне кажется, в своем рассказе “Чудная” (1880
год) он как бы представляет себя в роли той
женщины, которую везут в ссылку. К чему привели её принципы? что они ей дали? Короленко пишет о ее убеждениях и ее принципиальности: “Сломать ее можно… ну а согнуть — сам, чай, видел: не гнутся такие”.
Слайд 9
Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в
озлобленность — она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное
движение, даже если цель не до конца сформулирована, — вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.
Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен.
Словами “Человек создан для счастья, как птица для полета“ в рассказе “Парадокс“ Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек — часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность.
Слайд 10
Короленко умер в 1921 году. На протяжении всей
его жизни его несмолкающая натура требовала справедливости. Понятия “литература”
и “борьба” для Короленко были едины, как понятия “человек” и “гражданин”. Они являли собой органическое и естественное воплощение его самого.