Слайд 2
Чем дальше отодвигает нас время от кончины Владимира
Высоцкого, тем больше легенд мы о нем слышим. Из
него постепенно делают памятник – чуть ли не борца с тогдашним политическим строем, а в друзья к нему записываются люди, которые может только раз с ним и встречались. Но... Никогда Владимир Высоцкий не был однозначным и «черно-белым». Как не были однозначными по жизни Пушкин или Есенин. В Высоцком всегда были оттенки, наслоения той эпохи, его окружения, а в его жизни, как и в жизни любого человека, были как белые, так и черные полосы.
Слайд 3
Биография:
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года
в Москве в семье военнослужащего.
Раннее детство он провёл в
московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице.
«…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве.
Слайд 4
Биография:
В 1949-1955 семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15,
кв. 4. (На доме установлена
мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом
Гаспаряном — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира).
Слайд 5
Биография:
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый
артистом
МХАТа В. Богомоловым.
В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по
настоянию родственников, поступил на механический факультет
Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
Слайд 6
Начало поэтической деятельности:
В начале 1960-хВ начале 1960-х годов появились первые песни
Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими
считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики.
В это время актер познакомился с молодой киноактрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его женой.
Слайд 7
Творчество:
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен
и поэму для детей (в двух частях), в общей
сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.
Слайд 8
Бард?
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь
нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого
заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП и «бардовскому» движению вообще.
Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и уже по этой причине не может быть отнесён к самодеятельности.
Слайд 9
Владимир, или Прерванный полёт.
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился
с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади.
1 декабря 1970 года они поженились.
Так
Марина Влади описывала их первую ночь с Владимиром в своей книге «Владимир, или Прерванный полет».
“Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновение, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви”.
Слайд 11
Зрелые годы:
В октябре 1965 г. Высоцкий встретился со
Станиславом Лемом. После этой встречи Высоцкому была посвящена дарственная надпись
по-польски на книге С. Лема «Bajki robotow» (Krakow, 1964): «С наивысшим уважением и благодарностью знаменитому Володе Лем Москва 65».
Володя был приглашен на встречу с Лемом у Ариадны Григорьевны... На этой встрече Володя пел для Станислава Лема и для всех, кто был на этом вечере.
(Из воспоминаний Л. Абрамовой).
Слайд 12
Творчество:
Наиболее зрелый этап творчества поэта — 1973—1980-е гг.
Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема
Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи"). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден", "Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан им для музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские каникулы", в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания "авторского" кино.
Слайд 13
Зрелые годы:
Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил
с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию, Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к
жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити.
Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.
Слайд 14
Спасибо, что живой.
Сложно найти стороны жизни, которые бы
он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни,
и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки.
Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Слайд 15
Спасибо, что живой.
Высоцкий пел о повседневной жизни и
о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов —
всё это и принесло ему широкую популярность.
Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:
Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»
Слайд 16
Последние дни и смерть:
16 июля он провёл свой последний
концерт в Калининграде.
18 июля18 июля 1980 года Высоцкий последний раз
появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру.
25 июля25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.
Слайд 17
Похороны:
Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.
Сообщений о
смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не
печаталось.
А окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Но ни один человек не сдал назад билет.
Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»
Слайд 18
Четыре вечера с Владимиром Высоцким: по
мотивам телевизионной передачи / Автор и ведущий Э. Рязанов.
– М. : Искусство, 1989. – 270 с., ил.
Книга, в которую вошло много стихов и песен Высоцкого, создана на основе известной телепередачи. В воспоминаниях друзей, близких, коллег по сцене и экрану оживает многогранный образ поэта, актера, человека.
Слайд 19
Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер / Ю.
Андреев, И.Н. Богуславский. – М.: Прогресс, 1989. – 360
с., ил.
В сборник вошли 50 стихотворений и песен Высоцкого, а также воспоминания о нем родственников, друзей, актеров, писателей, поэтов, режиссеров. Среди авторов – Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Владимир Акимов, Юрий Трифонов, Алла Демидова, Михаил Ульянов, Вениамин Смехов, братья Вайнеры.
В книге собраны фотографии о жизни и творчестве В.С. Высоцкого.
Слайд 20
Георгиев, Л. Владимир Высоцкий :
Встречи,
интервью, воспоминания :
пер. с болг. - М. : Искусство,
1991. –
268 с., ил.
Л. Георгиев, болгарский театровед, доктор филологических наук, прекрасно знает театральную Москву. Он автор книг и телефильмов, посвященных советским режиссерам, актерам, писателям. С Высоцким его связывали долгие годы дружбы. Встречи, интервью, воспоминания помогают автору воссоздать подлинный его портрет – артиста, поэта, певца, человека.
Слайд 21
Влади, М. Владимир, или
Прерванный полет : пер.
с
фр. – М.: Прогресс, 1989. –
176 с.
В книге воспоминаний известная французская актриса Марина Влади рассказывает о знакомстве с Владимиром Высоцким, об их жизни в Москве, поездках во Францию, Италию, США и другие страны. В книге приведены малоизвестные факты, касающиеся встреч В. Высоцкого с видными зарубежными деятелями культуры. Автор подробно описывает процесс работы В.Высоцкого над своими стихами и песнями, рассказывает о его выступлениях в театре и на концертах.
Слайд 22
Высоцкий, В.С. Четыре четверти
Пути. – М.: Физкультура
и спорт, - 1989. – 286 с., ил.
В сборник вошли стихи В.С. Высоцкого с авторскими комментариями, его размышления о спорте, о жизни, статьи и воспоминания спортсменов, коллег и друзей поэта.
Слайд 23
Высоцкий, В. Стихи и
песни. – М.: Искусство, 1988. – 256 с.
В сборнике представлены разножанровые стихи и песни В. Высоцкого. Учитывая огромный интерес к песенному творчеству поэта, издательство включило в сборник произведения В. Высоцкого, которые можно отделить от авторского исполнения.