Слайд 2
Дом, где родился будущий писатель.
Имение Спас-Угол.
Слайд 3
Детство.
Михаил Салтыков родился в старинной дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской
губернии. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова.
Мать
писателя, Забелина Ольга Михайловна (1801—1874), была дочерью московского дворянина Забелина Михаила Петровича (1765—1849) и Марфы Ивановны (1770—1814).
Слайд 4
Мать писателя
Ольга Михайловна
Отец писателя
Евграф Васильевич
Слайд 5
Образование.
Начальное образование будущий писатель получил в домашних условиях
– с ним занимались крепостной живописец, сестра, священник, гувернантка.
в
1836 году Салтыков-Щедрин обучался в Московском дворянском институте, с 1838 – в Царскосельском лицее.
Слайд 6
Образование
Дворянский институт в Москве
Царскосельский
лицей
Слайд 7
Военная служба. Ссылка в Вятку.
В 1845 году Михаил
Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную
канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).
В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.
Слайд 8
Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин
Слайд 9
Государственная деятельность. Зрелое творчество.
Вернувшись в 1855 году из
ссылки, Салтыков-Щедрин поступил на службу в министерство внутренних дел.
В 1856-1857 годах были опубликованы его «Губернские очерки». В 1858 году Михаила Евграфовича назначили вице-губернатором Рязани, а затем Твери. Параллельно писатель печатался в журналах «Русский вестник», «Современник», «Библиотека для чтения».
В 1862 году Салтыков-Щедрин, биография которого ранее была связана больше с карьерой, чем с творчеством, покидает государственную службу. Остановившись в Петербурге, писатель устраивается работать редактором в журнал «Современник». Вскоре выходят его сборники «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе».
В 1864 году Салтыков-Щедрин вернулся на службу, заняв должность управляющего казенной палаты в Пензе, а затем в Туле и Рязани.
Слайд 10
"Невинные рассказы."
"Сатиры в прозе."
Слайд 11
Последние годы жизни писателя.
С 1868 года Михаил Евграфович
уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом
же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869 – 1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города», в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».
В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882 – 1886), «Мелочи жизни» (1886 – 1887), «Пешехонская старина» (1887 – 1884).
Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.
Слайд 12
"Вестник Европы."
"Сказки."
"Господа головлевы."
Слайд 13
Факты из жизни.
Во время обучения в лицее Салтыков-Щедрин
публиковал свои первые стихотворения, однако быстро разочаровался в поэзии
и навсегда оставил это занятие.
Михаил Евграфович сделал популярным литературный жанр социально-сатирической сказки, направленной на разоблачение людских пороков.
Ссылка в Вяткино стала поворотным моментом в личной жизни Салтыкова-Щедрина – там он познакомился со своей будущей женой Е. А. Болтиной, с которой прожил 33 года.
Пребывая в вяткинской ссылке, писатель переводил труды Токвиля, Вивьена, Шерюеля, делал заметки о книге Беккари.
В соответствии с просьбой в завещании, Салтыков-Щедрин был похоронен рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
Слайд 14
Жена писателя
Е. А. Болтина
Дом по Литейному проспекту, в
котором жил писатель до конца дней.
Слайд 17
История создания
Первые три сказки («Повесть о том как
один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий
помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1869 году.
К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Слайд 18
В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской
народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы
традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Слайд 19
Основные темы.
Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве»,
«Орел-меценат» и др.)
Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и
др.)
Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)
Орел-меценат
Слайд 20
Проблематика
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в
котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века.
Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).
Премудрый пискарь
Слайд 21
Художественные особенности.
Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония,
гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также
прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).
Слайд 22
Ирония – тонкая, скрытая насмешка
Гипербола – преувеличение
Гротеск
- комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях
Антитеза
– противопоставление, противоположность