Слайд 2
Краткая биография учёного
Эрих Фромм родился 23 марта 1900
года во Франкфурте-на-Майне в благочестивой еврейской семье. Отец его
торговал виноградным вином, дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха - Роза Краузе происходила из русских эмигрантов, В 1918 году он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах. Почти десять лет его судьба была связана с Франкфуртским институтом социальных исследований. В 1933 году он покидает Германию, переезжает в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, Закончилась Вторая мировая война. Но Фромм не вернулся в Германию. Все его научные интересы сосредоточились на обосновании "нового гуманизма" и на изучении отношений между человеком и обществом Он поселился на берегу моря в Гуэрнавако (Мексика), работал профессором психоанализа в Национальном университете, сотрудничал с прогрессивными латиноамериканскими учеными, периодически выезжал с лекциями в США. Здесь он женился на "очаровательной Аннис", которая составила его счастье на долгие годы. По проекту Аннис они построили собственный дом на берегу океана, вместе изучали испанский язык и вместе путешествовали. В середине 1970-х годов они навсегда покинули Мексику и переехали в Швейцарию, где и остались до конца его дней
Слайд 3
Основные труды ученого
"Бегство от свободы"
(1941)
"Психоанализ и религия" (1950)
"Сказки, мифы и сновидения"(1951)
"Здоровое общество"
(1956)
"Искусство любви" (1956)
"По ту сторону от иллюзий" (1962)
"Душа человека" (1964)
"Революция надежды" (1964)
"Анатомия человеческой деструктивности" (1973)
"Иметь или быть?" (1976)
Слайд 4
Социологические взгляды учёного
Эрих Фромм никогда не был ординарным
профессором какой-либо кафедры, он читал свой курс на "междисциплинарном"
уровне, всегда умел не только связать воедино данные антропологии, политологии и социальной психологии, но и проиллюстрировать их фактами из своей клинической практики, он был воистину блестящим лектором и любимцем молодежи. Но не в этом его главная заслуга, а в том, что он был большим мыслителем и великим гуманистом, предметом его пожизненного научного интереса был человек
Слайд 5
Фромм постоянно возвращался к своим "духовным предкам" -
Карлу Марксу и Зигмунду Фрейду. Используя любую возможность представить
их американскому читателю, он писал предисловия и комментарии к английским изданиям К Маркса, статьи и отдельные книги о жизни и творчестве 3 Фрейда. Позднее Фромм так объяснил свои искания: «Я много лет пытался выделить и сохранить ту истину, которая была в учении Фрейда, и опровергнуть те положения, которые нуждались в пересмотре. Я пытался то же самое сделать в отношении теории Маркса. Наконец, я пытался прийти к синтезу, который следует из понимания и критики обоих мыслителей».
Причины пересмотра Фроммом концепции Фрейда достаточно очевидны. Это, прежде всего, бурное развитие науки, особенно социальной психологии и социологии. Это потрясение, которое Фромм сам перенес в связи с приходом к власти фашизма, вынужденной эмиграцией и необходимостью переключения на совершенно новую клиентуру. Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX века невозможно объяснить исключительно биологическими факторами.
Слайд 6
Фромм приходит к созданию своей собственной концепции "нового
человека и нового общества".
производство должно служить человеку,
а не экономике; • отношения между человеком и природой должны строиться не на эксплуатации, а на кооперации; • высшей целью всех социальных мероприятий должны быть человеческое благо и предотвращение человеческих страданий; • не максимальное потребление, а лишь разумное потребление служит здоровью и благосостоянию человека.
Слайд 7
В начале 1960-годов, то есть задолго до того,
как кто-либо из политиков заговорил о возможности разрядки в
международных отношениях, в частности между двумя сверхдержавами - СССР и США, Фромм писал о необходимости "здорового рационального мышления ради безопасности во всем мире". Осенью 1962 года Фромм приезжал в Москву, принимая участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению.
Слайд 8
Эрих Фромм стал известным как представитель неофрейдизма, пытавшегося
связать идеи Фрейда с марксизмом. Признавая основные концепции психоанализа,
Фромм делает основной упор на социальные факторы. Он полагает, что именно они определяют содержание человеческой жизни. Фромм считает, что как капитализм, так и коммунизм превращают человека в робота. Общество, основывающееся на накоплении богатства, как и общество, характеризующееся тоталитаризмом, не могут быть удовлетворительной моделью социального развития. По его мнению, изначальные гуманистические взгляды Маркса были полностью искажены современным реальным социализмом и превращены в "вульгарную подделку".
Слайд 9
Резюме
И так по мнению Фромма, общество должно
быть таким, чтобы человек в нем был связан с
человеком любовью, узами братства и солидарности, а не кровью и грязью, таким, "которое дает ему возможность преодолеть свою природу посредством творчества, а не посредством разрушения, в котором каждый ощущает собственное "я", воспринимая себя субъектом собственных сил, а не подчинения, в котором система ориентации и приверженности существует без принуждения человека к разрушению реальности и поклонению идолам