Слайд 2
Что такое алхимия?
своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое
в Западной Европе в эпоху позднего средневековья
Слайд 3
Происхождение слова «алхимия»
Chymeia — наливание, настаивание. Дальний отголосок
практики восточных врачевателей-фармацевтов, извлекавших соки лекарственных растений.
Согласно другому
мнению, корень в слове алхимия — khem или kháme, chémi или сhúma, что означает и чернозем, и Черную страну. Так называли Древний Египет, а с Египтом связывали искусство жрецов-рудознатцев, металлургов, золотых дел мастеров.
Древнегреческий языковой пласт: хюмос (χυμός)—сок; хюма (χύμα)—литье, поток, река; химевсис ( χύμευσις ) — смешивание.
Древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимия—златоделие.
Остается сказать лишь о непереводимой частице ал, арабское происхождение которой несомненно и которая устойчиво существовала как приставка приблизительно с XII по XVI столетие, а также напомнить о мнении александрийца Зосима (IV в.), отсылающего заинтересованного филолога к имени библейского Хама.
Слайд 4
Задача алхимии:
главной задачей алхимии было изготовление вещества –
«философского камня» - с помощью которого можно осуществить превращение
("трансмутацию") неблагородных металлов в благородные и достичь бессмертия
Слайд 5
Алхимическая лаборатория
Алхимический инструментарий—колбы, бани, печи, горелки; специально изготовленные
вещества для химических взаимодействий; обработка веществ — растворение, фильтрация,
перегонка.
Но это не просто вещества но и бесплотные принципы; когда газ—это не только нечто воздухоподобное, но и некий дух, таинственный, потусторонний.
Слайд 8
Алхимические тексты:
Алхимические реактивы испарились; аппараты проржавели, обратившись в
прах; лабораторное стекло разбилось; кладка печей выветрилась. Лишь медали—впечатляющая
память о считанных алхимических чудесах—лежат себе в европейских музеях, антикварной неприкосновенностью будоража легковерного посетителя либо вызывая почтительно-снисходительную улыбку.
Но остался текст, который включает в себя не только рецепты приготовления «философского камня», но и эстетически-мистическое описание алхимических действий
Слайд 9
Алхимические тексты:
Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень,
возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она
не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее,и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, мой сын, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови
Слайд 10
А может быть все проще:
Приведенный ранее текст можно
изложить и современным научным языком:
Свинец при нагревании превращается в
желтую закись свинца РbО, которая при температуре выше 500° окисляется в красный сурик по реакции: 3РbО + ½ O2 → Рb3O4.
Сурик же при температуре около 570° теряет кислород, превращаясь в закись свинца, которая при 880° плавится и при охлаждении застывает в красновато-желтый глет.
Красный лев—это глет, который в отличие от сурика легко растворяется в уксусной кислоте. Продукт этой реакции —сатурнова соль, свинцовый сахар, или Рb(С2Н3O2)2 · 3Н2O — уже при нагревании до 100° полностью теряет кристаллизационную воду, или флегму. Она должна содержать примесь уксусной кислоты, образовавшейся вследствие гидролиза ацетата свинца—соли слабого основания и слабой кислоты. Дальнейшее нагревание приводит к образованию ацетона и карбоната свинца.
Слайд 12
Алхимические тексты включают в себя не только препаративную
часть которую можно истолковать современным научным языком, но мистический,
философский смысл, отражающий мировоззрение алхимиков.
Слайд 13
Символы алхимии
рисованные символы алхимиков это не столько обозначения
понятий, сколько аллегории, образы (например, обратимая химическая реакция обозначалась
иногда в виде дракона, проглатывающего свой собственный хвост, семь металлов соотносились с семью планетами, ртуть и сера - с материнским и отцовским началами и т. п.).
Слайд 14
И все же - что такое алхимия?
Алхимия –
это научный эксперимент, осложнённый магией
Алхимия – себя искусство, использующее
символическое мировидение.
Деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, причём такое, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом.
Слайд 15
Алхимия – этап в развитии естествознания
Алхимия – искусство
совершенствования вещества через превращение металлов в золото и совершенствования
человека путем создания эликсира жизни.
Стремясь к достижению самой привлекательной для них цели – созданию неисчислимых богатств, – алхимики разрешили многие практические задачи, открыли множество новых процессов, наблюдали разнообразные реакции, способствуя становлению новой науки – химии.