Слайд 2
Цель проекта:
Изучение культуры своих предков через мифы древних
славян
Слайд 3
Задачи проекта:
Изучить литературу о славянской мифологии.
Познакомиться с сохранившимися
славянскими мифами.
Определить взаимоотношения мира людей и мира природы, нашедшие
своё отражение в мифологии древних славян.
Слайд 4
Понятие мифологии
Мифология — это одна первых форм сознания,
которое выражало отношение народов к миру. Миф (от древнегреческого
— mythos) в переводе с древнегреческого означает «слово», «предание», а мифология — это собрание преданий. Мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Слайд 5
Понятие язычества
Со временем на основе мифологии формировались и
религиозные представления народов. Чаще всего первые религии были политеистическими,
т.е. народы поклонялись не одному, а многим богам. В русской традиции политеистические религии принято называть языческими (или язычеством).
Слайд 6
Главная тема славянских мифов
Мифология отражала отношения людей с
природой, поскольку для древнего человека именно проблема взаимоотношений с
природой была главной. Поэтому основным свойством язычества можно считать обожествление природы, когда божествами признавались различные природные объекты — солнце, луна, звезды, воздух, огонь, вода, животные, растения, камни и т. д.
Слайд 7
Велес
Велес – покровитель охотников, ещё он
бережёт скот. Оттого и звали его иногда и Скотьим
Богом.
Слайд 8
Велес
В дань ему каждую осень на полях оставляют
несколько колосков – несжатую полоску ржи. «Велесу на бородку»,
- говорят пахари.
Слайд 9
Велесовы дни
В древности на Руси праздники накануне Нового
года посвящались Велесу. Люди молили об урожае, гадали о
будущем, заклинали скот от мора, нечистой силы и хищников. И назывались эти недели «велесовы дни».
Слайд 10
Велесовы дни
Тогда брал хозяин топор, надевал шубу вверх
мехом, подражая мохнатому богу Велесу, и шёл оберегать своё
богатство, призывая на помощь всемогущего и всеведающего «скотьего бога»
Слайд 11
Макошь
Русские люди звали её нежно Мать –сыра -земля,
потому что земля и есть мать всему живому. Волосы
её шёлковая трава. Груди – горы высокие. Руки – деревья ветвистые. А тело – сама тёплая земля, пронизанная жилами ручьёв и речек с живой водой. Мать – сыра земля дарит людям богатый урожай, она богиня всех благ жизненных и изобилия. Недаром в руке своей держит она турий рог изобилия, из которого рассыпает цветы и плоды.
Слайд 12
Лада
С Макошью связана и сестра её – Лада,
богиня любви и покровительница брака. В её власти заставить
рожать вспаханное поле. Она же научила людей пахать. И стали с тех пор люди с нетерпением ждать весны.
Слайд 13
Лада
При вступлении в брак славяне делали жертвоприношение этой
богине. Ладу поминают ещё и в неделю Троицына дня,
когда завивали венки и по ним девушки гадали о суженом.
А сильна-дробна пчела
На полёт вылетела,
Ай, дидо, ой, ладо!
На полёт вылетела,
На лугах садилася,
Разные цветы-травы рвала,
Она себе венок вила
На свою головушку,
На свою весёлую,
Ай, дидо, ой, ладо!
Слайд 14
Ярило
Ярило – бог солнца, а ещё божество плодородия.
Едет он от села к селу. Конь под ним
белый с увитой цветами гривой. В одной руке у Ярилы сноп спелых колосьев, в другой – рог с веселящим пивом. Русые кудри украшает венок васильковый.
Слайд 15
Ярило
Праздник, посвящённый Яриле, называется Ярилки. Люди встречают щедрого
бога радостными песнями:
- Расходился Ярило
По всему свету,
Полю жито народил,
Людям
детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною.
А куда он взглянет,
Там колос зацветает.
Слайд 16
Ярило
Всю ночь длятся игрища вокруг костров горящих на
холме. А самый красивый юноша в колпаке, украшенном бубенцами,
цветами и лентами водит хороводы, раздаёт угощения, затевает игры.
Слайд 17
Перун
Июнь. Самая макушка лета. Завязались клубни в земле,
пошли в колос рожь и пшеница. Теперь поля жаждут
воды. Тем временем разгорается в небе грозовое пламя. Вскипела под палицей Перуна дождевая вода. Купает её в ливнях бог – громовик небо и землю, даруя полям животворную влагу.
Слайд 18
Купало
Вот тогда и появляется Купало, божество земных плодов,
лесных трав и цветов. Неслышными шагами проходит он по
земле, и благоухает на его голове венок из жёлтых цветов купальниц, переплетённых с белыми купавами.
Слайд 19
Купало
Появление Купалы – настоящий праздник. Юноши берутся за
руки, скачут через огонь, а девицы с венками на
головах водят хороводы, купаются в утренней росе и поют-славят бога Купало:
Купало, Купало!
Где ты зимовало?
«Летовало во лесе,
Зимовало в велесе!»
Слайд 20
Купало
В чародейную эту ночь деревья сходят с места,
собираются, ведут между собой тихие, шелестящие беседы. Толкуют о
чём-то своём травы. Лопочут звери. И все друг друга понимают.
Слайд 21
Выводы:
1. В славянских мифах отразился весь жизненный цикл
крестьянина – общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьба,
похороны и т.д.
2. Объектом поклонения становились силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая.
3. Важнейшим смыслом существования древних славян являлся поиск гармоничного существования в природе и с природой.
4. Список изученной литературы прилагается (см. следующий слайд).
Слайд 22
Литература
1. Глушко Е.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и
предания. – М.: Эксмо, 2007.
2. Перевезенцев С.В.Славянская мифология.
–Http://www.portal-slovo.ru/history/35236.php?ELEMENT_ID=35236.
3. Яхнин Л. Мифы и герои Древней Руси. – М.: Стрекоза, 2008.
4.http://images.yandex.ru/yandsearch?text.