Слайд 2
С гипермаскулинностью до поры до времени все было
в порядке, мужчина-мачо выглядел завидным воплощением здоровья и социального
успеха. Но постепенно выяснилась проблематичность этого норматива, реализация которого связана с такими нежелательными, дисфункциональными чертами как агрессивность, эмоциональная скованность и т.п. (Кон 2008).
Уяснение того, что мужские роли включают в себя противоречащие друг другу элементы, вызвало к жизни понятия «полоролевого напряжения» и «полоролевого стресса», а после появления категории понятия гендера — гендерно-ролевого напряжения (Gender Role Strain Paradigm) (Pleck, 1981, 1995) и «гендерно-ролевого конфликта», которые не позволяют мужчине реализовать свой природный и человеческий потенциал.
Слайд 3
Теория гегемонной маскулинности или маскулинной идеологии анализирует ответы
на вопрос «Что значит быть мужчиной?»
…фиксируя внимание на закономерностях
формирования и идейного обоснования гендерной стратификации, а теория гендерно-ролевого конфликта изучает процессуальную сторону дела, как именно происходит мужская гендерная социализация.
Слайд 4
Джозеф Плек выделил 4 главных типа гендерно-ролевых конфликтов.
1.
Озабоченность успехом, властью и соревнованием означает, что мужчины чувствуют
себя обязанными соперничать с другими ради приобретения межличностной, финансовой или сексуальной власти и казаться успешными во всех своих делах.
2. Эмоциональный самоконтроль означает тенденцию избегать проявления эмоций и всегда выглядеть сильным и уверенным.
3. Ограничение нежности в отношениях между мужчинами заставляет их воспринимать проявления любви или эротики в мужских отношениях как угрозы или дискомфорт.
4. Конфликт между работой и семьей порождает у мужчины напряженность, когда им приходится выбирать, тратить ли больше времени на работу или на общение с семьей и близкими.
Слайд 5
Гегемонная маскулинность и маскулинная идеология
Весьма плодотворным аспектом гендерных
исследования стало изучение нормативной маскулинности. Согласно теории гегемонной маскулинности,
автором которой является австралийский социолог Р. Коннелл (см. Коннелл, 2000, 2001) , хотя в любом мужском сообществе существует не один, а несколько типов маскулинности, на вершине этой иерархии обычно стоит тип личности, для которой характерны утверждение мужской власти над женщинами и подчиненными мужчинами, культ физической силы, склонность к насилию, эмоциональная невыразительность и высокая соревновательность.
Слайд 6
Гегемонная маскулинность — не свойство конкретного мужчины, а
социокультурный определенный нормативный канон, на который мужчины и мальчики
ориентируются, даже если их собственные свойства ему не соответствуют. Выработка или успешная симуляция черт гегемонной маскулинности могут способствовать социальному успеху мужчины, но одновременно создают повышенные риски, в том числе, для его здоровья. Например, мужчина, последовательно отрицающий симптомы болезни или боль, может создать себе имидж смелого и мужественного человека, но одновременно рискует превратить свои недомогания в хроническую болезнь.
Теория гегемонной маскулинности широко применяется и находит эмпирическое подтверждение в гендерных исследованиях, антропологии и социальной педагогике
(Connell and Messerschmidt 2005, Тартаковская 2007).
Слайд 7
Первые четыре принципа или нормы традиционной маскулинности сформулировал
Роберт Брэннон (Brannon 1976):
(1) «Без бабства» (“no sissy
stuff”) — мужчина должен избегать всего женственного;
(2) «Большой босс» ( “the big wheel”) — мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин;
(3) «Крепкий дуб» (“the sturdy oak”) — мужчина должен быть сильным и не показывать слабость;
(4) «Задай им жару» (“give ’em hell”) — мужчина должен быть крутым и не бояться насилия.
На этой основе была создана The Brannon Masculinity Scale из 110 нормативных суждений, рассчитанных на измерение традиционной маскулинности (Brannon, & Juni. 1984).