Слайд 2
СЕТЕВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Мысли и действия людей являются
производными наличной информации. Информация создает цивилизации — новая историческая
парадигма возникает как следствие новой информационной технологии. Развитие информационных технологий шло по линии «слово — письменность — книгопечатание — глобальные цифровые сети».
Слайд 3
Цифровые сети создают информационно-технологическую основу сетевого информационного общества,
инкубационный период которого начался с конца 1960-х — начала
1970-х годов. Эти же годы отмечены «майской революцией» в Париже и «революцией хиппи» в США совместно с массовым антивоенным движением. Революционизирующее влияние сетевых технологий отчетливее всего проявляется благодаря коммерциализации Интернета и усиливается за счет исторического резонанса, создаваемого такими процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция мировой экономики.
Слайд 4
Технологическая информация, ставшая товаром, уже сегодня рассматривается как
суть общества подобно тому, как генетическая информация является ключом
к биологии. Вся экономика вращается вокруг информации, да и сама жизнь представляет собой бесконечно сложный и совершенный процесс обработки информации, которая хранится внутри нас и передается от одного индивида к другому.
Слайд 5
В фокусе внимания
теории
информации оказалась технология «сама по себе», то есть способность хранить и передавать информацию; фактически «посредник превратился в послание». Содержание информации вызывало небольшой интерес — оно с трудом поддавалось измерению и подведению под какую-либо количественную теорию.
Слайд 6
Свободный и увеличивающийся поток информации позволил решить многие
проблемы XIX века. Сегодня общество уже испытывает влияние избытка
информации — ее всесокрушающий поток не структурирован и не сортирован, и в таком виде не является источником знаний. Все отдано на откуп экспертам — новым священнослужителям, для которых манипулирование информацией превратилось в выгодный бизнес.
Слайд 7
Происходящие в мире глобализационные и трансформационные социально-экономические процессы
и смена парадигмы развития по сути дела касаются лишь
четверти населения планеты, тогда как три четверти жителей Земли находятся на стадии доиндустриального развития, и социально-экономический разрыв между этими частями мира (по данным ООН) не сокращается. Различные постиндустриальные конструкты, в частности сетевые, присутствуют в «странах трех четвертей» лишь в виде декоративных экзогенных «пристроек» и «надстроек».
Слайд 8
Стратовая структура сетевого информационного общества
Терминология страт (классов) сетевого
информационного общества еще не установилась, что естественно, так как
само формирование таких страт и самого этого общества находится в инкубационном периоде. Будем использовать терминологию Шведской экономической школы. Высший класс представлен нетократией, состоящей из кураторов сетей, мыслителей-этерналистов (от англ. — «вечность», термин призван подчеркнуть бесконечность процесса становления) и нексиалистов (от лат. — «связь», «соединение»).
Слайд 9
С одной стороны, нетократия разделена конкурирующими за эксклюзивные
знания и информацию сетями, которые возглавляют и контролируют кураторы,
а с другой — объединена сетью единого кураториата, осуществляющего сетевое управление миром и полицейский контроль. В российской литературе представители креативной сетевой элиты иногда называются «люди воздуха», сама эта элита — «эфирократия», а сетевые конгломераты людей воздуха — «амбициозные корпорации (АК)».
Слайд 10
Можно говорить о том, что капитализм с его
отношениями спроса-предложения и производства-потребления «опускает» сетевое информационное общество на
низший этаж общественной пирамиды.
Слайд 11
В таблице приведены некоторые общественные факторы, позволяющие сравнить
стратовые структуры информационного и капиталистического общества.
Слайд 12
Первичное ядро нетократии, судя по американскому опыту, формируется
из интеллектуальной элиты среднего класса, которая проходит многократное просеивание
через «сито» сетевого внимания. Фактически формирование нетократии как высшего класса происходит по генетическому признаку — необходимые ей качества генетически предопределены, выступают как редкий ресурс и лишь в незначительной степени шлифуются и выявляются образованием. В будущем, вероятно, отбор кандидатов для нетократии будет осуществляться с помощью генетического анализа еще в детском возрасте — так может возникнуть инструментальная генократия.
Слайд 13
Происхождение нетократии связано с «четвертым сословием», состоявшим из
интеллектуальных клириков, ростовщиков, «алхимиков», судейских и т. д. Они
касались рычагов власти после всех социальных революций, но были отставлены более прагматичными классами. Теперь настает их время, время людей, управляющих смыслами и формирующих коды социального бытия. Благодаря сетям высшего ранга нетократия выделяется эксклюзивным информационным богатством, что обеспечивает этому классу и эксклюзивное потребление всех видов ресурсов.
Слайд 14
Сетевое информационное общество не знает равенства, но его
неравенство имеет естественную генетическую природу. Нетократия неприступна — она
ни у кого ничего не отняла, ее властные позиции построены на умении адаптироваться к экосистеме, порожденной информационными технологиями.