Слайд 2
22 марта (сухыя)
9(22) марта - Праздник "Сороки"
- весеннее равноденсвие Во второй раз начинают закликать Весну-Живу,
обращаясь к Великой Богине: Благослови, мати,
Ой, Лада мати,
Весну закликати!
Зиму провожати!
Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
Слайд 3
Печеные «жаворонки» и другие обряды
С Сорока мучеников начинаются
обряды зазывания весны. Главным материальным символом этих обрядов было
печенье в виде птичек, которое полагалось печь к этому дню. Называлось оно по- разному: «птюшки», «жаворонки», «воробушки», «чувильки».
Слайд 4
Со́роки, Жа́воронки — славянский — славянский народный праздник, приуроченный к
церковному дню памяти Сорока Севастийских мучеников. В этот день,
по народному дневнику, зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется] (равноденствие (равноденствие). Отмечается 9 марта (22 марта).
Слайд 5
Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие,
Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Заклички Весны,
«Гуканне вясны» (белорус.), «Младенци» (серб.)
Слайд 6
У русских повсюду существовала вера в то, что
в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки.
Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые — 1 марта, третьи — 25 марта). В этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищат себе места для гнездования. Воробьи поспешают гнёзда завить. Овсянка не любит чужого глаза, к лесу ближе перебралась. Дятел отыскивает дерево покрепче, посуше, выдалбливает дупло. И сороку не услышишь стрекочущей возле дома — улетела белобока в чащи лесные.
Слайд 7
По народным верованиям, хозяйство, в котором есть гнездо
ласточки, будет счастливым. Если какой селянин впервые после зимы
увидит ласточку, то протягивает ей кусочек хлеба — таким образом призывает урожай на своё поле.
Слайд 8
На Сороки и на пятой неделе Великого поста[2],
пекут «жаворонков» (кое-где «куликов» и «орешки»)[3] из разной муки,
в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках.
Слайд 9
К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда жаворонки
готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают.
Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками».
Слайд 10
Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям,
и те с криком и звонким смехом бежали закликать
жаворонков, а с ними и весну.
Слайд 11
Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? — На сохе, на
бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами
кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать».
Слайд 12
Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам
и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек
на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
(Воронеж. обл.)
Слайд 13
После печёных птичек обычно съедают, а головки их
скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок
высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».
Слайд 14
В Каширском районе Воронежской области блинцы пекли, оладья.
Пышки делали как сороки, хвост кверху. Типа крестика, а
внутрь клали денежку на счастье.