Слайд 2
История создания
Как оперный сюжет древнерусская легенда о граде
Китеже привлекла внимание Римского-Корсакова в 1898 году. Тогда же возникла мысль
связать ее с образом Февронии — героини распространенной в народе муромской повести о Петре и Февронии. Этот образ занял центральное место в либретто В. И. Бельского (1866—1946). К сочинению музыки композитор приступил в начале 1903 года. К концу сентября следующего года партитура оперы была закончена. Первое представление состоялось 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Слайд 3
Действующие лица:
Князь Юрий Всеволодович – бас
Княжич Всеволод Юрьевич
– тенор
Феврония – сопрано
Гришка Кутерьма – тенор
Федор Поярок –
баритон
Отрок – меццо-сопрано
Двое лучших людей – тенор, бас
Гусляр – бас
Медведчик – тенор
Нищий-запевало – баритон
Бедяй и Бурундай, богатыри татарские – басы
Сирин и Алконост, райские птицы – сопрано, контральто
Княжьи стрельцы, поезжане, домрачи, лучшие люди, нищая братия, народ, татары.
Слайд 4
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
— опера-легенда. Замедленное развитие действия, обилие широких выразительных мелодий
песенно-русского характера придают опере самобытную национальную окраску, колорит далекой седой древности.
Действие I
Опера открывается увертюрой «Похвала
пустыне». В «пустыне» — то есть в пустом месте, в глухом лесу юная девушка Феврония живёт со своим братом-охотником. Феврония дружит со зверями; она не боится даже страшного медведя. Заблудившись во время охоты, княжич Всеволод случайно встречается с Февронией. Девушка думает, что он княжеский ловчий. Всеволод спрашивает, ходит ли девушка молиться в церковь. Феврония рассказывает, что природа для неё — «великая церковь», молитва в которой дарит радость. Всеволод в недоумении: он воспитан в аскетических понятиях, считает земную жизнь юдолью скорби и сам хотел бы когда-нибудь уйти в монастырь. Но Феврония убеждает его, что человек не может жить без радости и веселья, и только радость ведет к истинному спасению души. Потрясенный её мудростью, княжич делает ей предложение; они обмениваются кольцами. Княжич уходит; вслед за ним Февронию находят его дружинники. Только тут она узнает, что ее жених — сын князя Юрия.
Действие II
В Малом Китеже люди ждут приезда
невесты княжича. Скоморохи с медведем развлекают публику («Покажи, Михайлушко, покажи, дурашливый»). Гусляр поет печальную песню о турах и турице: в ней содержится предсказание трагической судьбы города. Из кабака вываливается пьяница — Гришка Кутерьма. Местные богачи подбивают его посмеяться над Февронией: им кажется, что княжич унизил себя женитьбой на простой девушке. Приезжает Феврония. Гришка обращается к ней с грубыми насмешками, называя её «невестой из болота», на которой «шуба из мышиных хвостов». Добрая Феврония просит людей не обижать Гришку, а самому ему советует помолиться Богу. В ответ пьяница снова осыпает ее насмешками. Слуга княжича, Поярок, приказывает играть свадебную песню. Свадебный поезд уезжает. Вдруг возникает паника. К городу приближается татарское войско. Люди в ужасе бегут. Звучит хор — «Ой беда идёт, люди, ради грех наших тяжких, и не будет спасенья, до единого сгинем». Появляются татары. Они хотят узнать путь к Великому Китежу. Но несмотря на пытки, горожане ничего не говорят врагам. Единственный, кто согласен выдать соотечственников — Гришка Кутерьма. В живых остаются только он и Феврония, которую берут в плен.
Слайд 7
Действие III
В Великий
Китеж приходит страшная весть о татарском нашествии. Ослепленный татарами
Поярок рассказывает о случившемся; ему сказали, что путь в город татарами выдала Феврония. Люди молятся. Княжич, собираясь на битву, запевает песню «Поднялася с полуночи дружинушка крестьянская». Таинственный покров опускается на Китеж: люди понимают, что происходит чудо. Звучит оркестровая картина «Сеча при Керженце», которая изображает трагическое сражение армии княжича Всеволода с татарами. В тумане татары пытаются найти путь к Великому Китежу. Татарские вожди — Бурундай и Бедяй — спорят из-за Февронии; в конце концов, Бурундай убивает соперника. Между Февронией и Гришкой происходит спор; в конце концов, Гришка рассказывает ей, что «велел сказывать», что именно она оказалась предательницей. В ужасе Феврония спрашивает «Ты уж, Гриша, не антихрист ли?», на что тот цинично отвечает: «Просто я последний пьяница, нас таких на свете много есть». Феврония освобождает Гришку; тот пытается бежать, но тут наступает утро. Великий Китеж исчез, видно только его отражение в воде. Гришка уводит Февронию в лес. Татары в ужасе и недоумении бегут подальше от озера.
Действие IV
Гришка и Феврония идут по лесу.
Безумие охватывает Гришку, и он с воплем убегает. Измученная Феврония засыпает. На ветвях деревьев загораются свечи; вскоре вокруг девушки уже не чаща, а райский сад, где поют невиданные птицы — СиринГришка и Феврония идут по лесу. Безумие охватывает Гришку, и он с воплем убегает. Измученная Феврония засыпает. На ветвях деревьев загораются свечи; вскоре вокруг девушки уже не чаща, а райский сад, где поют невиданные птицы — Сирин и Алконост. Феврония видит своего потерянного жениха. Звучит оркестровая картина — «Хождение в невидимый град». Наконец, Феврония в Великом Китеже. Город чудесно преображен. Звучат свадебные песни в честь Февронии и Всеволода. Но Феврония не может забыть Гришку Кутерьму: она жалеет его, верит, что он раскается и придет в себя. Феврония пишет ему письмо, выражая надежду, что когда-нибудь и он сможет попасть в невидимый град. Теперь Феврония и Всеволод могут обвенчаться.