Слайд 2
Даже беглый взгляд, брошенный на общество, позволяет
увидеть его внутреннюю неоднородность и сложную иерархию. Наиболее часто
для целостного представления социальной структуры используется образ пирамиды или горы, состоящей из множества социальных слоев и групп. Социолог описывает строение общества подобно геологу, исследующему расположение пластов породы.
Слайд 3
Сам термин «стратификация» заимствован социологией из естественных наук
и происходит от лат. «stratym» - настил, слой. В
геологии под стратификацией понимается распределение по вертикали слоев воды различной плотности и температуры, в метеорологии – распределение температуры воздуха в атмосфере по высоте, от которого зависит возможность возникновения и степень развития вертикальных атмосферных потоков.
Слайд 4
Социальная стратификация – это расслоение, иерархическая организация различных
слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между
ними.
Слайд 5
Каждая страта включает только тех людей, кто имеет
приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж.
Слайд 6
Доход – количество денежных поступлений (зарплата, пенсия, пособие,
алименты, гонорары и т.д.) индивида или семьи за определенный
период времени.
Образование – измеряется общим числом лет обучения в государственных или частных учебных заведениях.
Власть – измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность и способность навязывать свою волю другим лицам, даже вопреки сопротивлению).
Вышеназванные категории имеют вполне объективные единицы измерения. Что касается престижа, то эта субъективная категория.
Престиж – это уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.
Слайд 7
Исторические формы стратификации
Слайд 8
Исторически стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже
и т.д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением
первых государств она усложняется и ожесточается. Появляются антагонистические страты, ведущие постоянную борьбу за господство и отстаивание своих властных позиций. В процессе развития общества (прежде всего европейского), стратификационные противоречия постепенно смягчаются.
Слайд 9
В социологии известны четыре основных типа социальной
стратификации – рабство, касты, сословия и классы.
Первые три
типа стратификации характеризуют закрытые общества (переход из одной страты в другую либо невозможен, либо излишне затруднен), а последний стратификационный тип относят к открытым общества (где допускается свободной перемещение людей вниз и вверх по социальной лестнице).
Слайд 10
Первой системой социальной стратификации является рабство.
Рабство –
это система расслоения общества, основанная на различиях в принадлежности
индивида к этнонациональным и территориальным общностям (роду, племени, общине).
Слайд 11
Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб
обладал всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при
котором раб не имел никаких прав и считался собственность хозяина.
Здесь мы выделяем две антагонистические страты – рабы и рабовладельцы.
Слайд 12
Второй системой социальной стратификации считается кастовый строй.
Кастовая система стратификации, имеющая много общих черт с рабством,
не получила такого широкого распространения.
Классической страной кастового строя считается Индия, где эта система было отменена лишь в 50-х гг. ХХ в.
Кастой называют социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни не возможен.
Слайд 13
Всего в Индии существовало 4 касты:
брахманы – каста,
в которую вошли представители знатных жреческих родов;
кшатрии –
каста, состоящая из военной знати.
Этим двум кастам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью касту – вайшьи.
Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого числа людей, не являвшимися членами общины – шудры («единожды рожденные»).
Слайд 14
Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е.
закон образа жизни и закреплен свой определенный цвет. Брахманам
соответствовал белый цвет (цвет чистоты), кшатриям – красный (цвет доблести, войны, богатства), вайшьям – желтый (цвет покорности, цвет ученичества) и шудрам – черный цвет (цвет рабства).
Слайд 15
Кастовая система стратификации, как и рабство, характеризуется жестким
ограничением социальной мобильности между слоями. Представитель варны или джати
был ограничен в возможности изменения профессии, в выборе брачного партнера, в возможности общения с представителями других каст.
Так же в Древней Индии было огромное количество рабов и «неприкосаемых», которые не относились не к одной из каст.
Слайд 16
Сословная стратификация
Сословие – это группа людей, которая обладает
закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми
по наследству. Сословная система социальной стратификации в классическом виде существовала в феодальной Европе в ХI – ХV вв.
Слайд 17
Особенности сословной стратификации:
зависимость социального статуса индивида или группы
от владения властью и их отношения к субъекту власти;
закрепление
социального положения, прав, привилегий, обязанностей с помощью норм права.
наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.
Слайд 18
Классовая стратификационная система.
Класс – есть большая социальная
группа людей, владеющая либо не владеющая средствами производства, занимающая
определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Слайд 19
Формирование классовой системы стратификации связано с возникновением современного
индустриального общества и распространением капиталистических производственных отношений.
Слайд 20
Характерные черты классовой стратификации:
В отличие от других систем,
классы не создаются на основе правовых и религиозных норм;
членство в них не основывается на наследственном положении или на обычаях.
Классовые системы более подвижны. Граница между классами никогда не бывают ясно очерчены.
Слайд 21
Характерные черты классовой стратификации:
Принадлежность индивида к классу должна
быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной»
от рождения.
Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.
Слайд 22
Типология классов
Верхний — высший класс включает «аристократов по
крови», которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и
в течение многих поколений скопили несметные богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры, безупречный вкус и поведение.
Нижний — высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в промышленности, бизнесе, политике. Типичные представители — профессиональный баскетболист или эстрадная звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов по крови».
Слайд 23
Верхний — средний класс состоит из мелкой буржуазии
и высокооплачиваемых профессионалов, как-то крупные адвокаты, известные врачи, актеры
или телекомментаторы. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую коллекцию художественных раритетов они еще не могут.
Слайд 24
Средний — средний класс представляет самую массовую прослойку
развитого индустриального общества. Он включает всех хорошо оплачиваемых служащих,
среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.
Слайд 25
Нижний — средний класс составляли низшие служащие и
квалифицированные рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда
тяготеют скорее не к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта — приличествующий образ жизни.
Слайд 26
Верхний — низший класс включает средне- и малоквалифицированных
рабочих, занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих
в относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от высшего и среднего класса.
Нижний – низший класс – «социальное дно», люди как правило не имеющие образования, постоянного места жительства и работы.
Слайд 28
Социальная мобильность
Понятие социальной мобильности, используемое в социологических исследованиях
неравенства, означает перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии,
определяемой обычно с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий.
Степень социальной мобильности часто используется как показатель степени открытости и подвижности общества.
Слайд 29
П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную
и вертикальную.
Горизонтальная социальная мобильность – это переход индивида
или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую. Из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Слайд 30
Вертикальная социальная мобильность – представляет собой совокупность взаимодействий,
способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального
слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая социальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Слайд 32
ГРУППОВАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Она связана с повышением или понижением общественной
значимости целого класса, сословия, касты, ранга, категории.
Слайд 33
П. Сорокин показал на огромном историческом материале, что
причинами групповой мобильности были следующие факторы:
Социальные революции;
Иностранные интервенции, нашествия;
Гражданские
войны;
Военные перевороты;
Смена политических режимов;
Замена старой конституции новой;
Крестьянские восстания;
Междоусобная война аристократических родов;
Создание империи.
Слайд 34
Социальная мобильность современного общества порождает явление маргинальности.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
(лат.
margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в
социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.